10 класс. «Мотивом светлой любви…» «В осеннюю просинь блик лета…»
Материалы к изучению творчества Василия Будничного в школьном курсе. Любовная лирика Василия Будничного представлена циклом поэзий «Мотивом светлой любви…». Сюда вошли: «Заземленный, в круговерти…», «Отпечалить и снегом, отслезить и дождем…», «Когда у сердца и молния, и гром…», «Белая элегия», «Отголубел и отголубел…», «Остров двух», «Я прислушиваюсь к тишине», «Неповторимо будут идти дожди», «Потеря», «На мотив народной песни», «Белая музыка печали», «Или ранняя осень, или
Природа наградила Василия Будничного большим сердцем, в котором властвует культ Женщины. Молодой, русый, сероглазый, высокий и стройный, всегда приветливо улыбающийся очаровывает женские души, а больше очаровывается сам. В состоянии влюбленности, в котором почти постоянно находится поэт, каждый раз рождаются строки — нежные и страстные, преисполненные радости и грусти. Здесь и боль разлуки, и сокровенное сердечное мучение от осознания невозможности счастья.
Чувствительное перо Василия Будничного фиксирует все нюансы переживаний влюбленного.
Его любовь «земная, греховная и святая», «когда у сердца и молния, и гром», похожа на весеннее неистовство природы, всегда жертвенная и, казалось бы, такая, что навеки, иногда переходит в разочарование, а то и в отчаяние, даже умирает, а потом рождается снова, а с ней и он сам возрождается для жизни в счастливой любви к Женщине-Богине.
В последнее время Василий Будничный описывает образ осенней любви — трепетной, быстротечной, без бывшей смелой уверенности и спесивости, которое тихо и медленно переливается в «мгновенный щемящий ток», а со временем оставляет на воспоминание свои «странные лучи», сияние которых согревает душу. Поэзия «В осеннюю просинь блик лета…» — яркий пример тома.
В этой поэзии Василий Будничный не скупится на словесные краски. Его художественная палитра поражает богатством средств выражения речи, которые передают состояние приподнятого волнения, сладкого сердечного напряжения, которое граничит со страхом все потерять быстротечной осенней порой — неумолимой, беспощадной, всепоглощающей.
Лирический герой Василия Будничного видит в любви высший смысл жизни. Все самое дорогое в человеке рождается из любви. Любовь облагораживает, очищает душу, делает ее красивее, чувствительнее, добрее.
Пока любишь — ты живешь!
Строки поэзии очаровывают, возбуждают читателя благодаря мастерской передаче чувственного состояния лирического героя. Автору удается достичь этого благодаря приему звукописи. В первой строфе видим аллитерацию — повторение согласных «с», «п», «ж», которое принуждает нас вслушиваться не только в перекличку звуков, но и смыслов.
Эти звуки вызывают у читателя другие образные ассоциации: солнечного сияния, тепла, лазурной чистоты, безграничного пространства, свежего воздуха, вечной жизни и т. п. Именно в такой романтический мир попадает влюбленный человек.
В колористике поэзии неслучайно преобладает голубая краска, которая переливается разными оттенками, переданными словами просинь, голубизной, голубой, голубизна. Голубой цвет в стихе приобретает символическое значение чистоты чувства любви. А если вспомнить, что слово голубой происходит от древнеславянского голубь, то нам откроется новый смысл этого слова, которое издавна использовалось в народнопоэтических произведениях как символ любви.
Уместным будет вспомнить, что Василий Будничный в своей любовной лирике не раз обращается к образу птицы любви «голубя».
Особой красоты поэзии предоставляют метафоры, которые являются не только средством выражения речи, но и средством построения образа. Еще Аристотель в своей «Поэтике» отмечал, что искусство составлять метафоры нельзя позаимствовать: «это признак таланта, так как составлять хорошие метафоры означает подмечать похожесть» предметов, явлений, черт, признаков и т. п. Поэзия Василия Будничного «В осеннюю просинь блик лета…» удостоверяет наличие такого таланта. Метафоры, использованные в произведении, дают настоящее эстетичное наслаждение своей первозданной красотой и оригинальностью.
Автор в произведении широко использует синтаксические средства выражения речи, которые передают состояние полного растворения в чувстве, а также стилистические — эллипсис, риторические фигуры, косвенная речь.
Поэзия интересно выстроена, имеет четкую композицию, которая позволяет читателю следить за упорядоченным изменением картин, образов, эмоций. Сначала перед нами возникает мир влюбленных в ярких, чистых, светлых красках, потом мы видим их самих, слышим стук их сердец, энергетически насыщенную пульсацию крови, которые ритмически делают более выразительным ямбические строки. Этот сгусток эмоций является своеобразным протестом против «огнива осени», которое быстро сжигает «Не то что воспоминания, даже сны».
В начале последней строфы трогательно звучит умоляющее «Дай нам вовек не прощаться…» лирического героя, который с любимой легко ступает по опавшей листве. Три точки в конце третьей строки указывают на незавершенность действия, его развитие во времени, и выполняют смысловую функцию. И теперь читателю нетрудно догадаться, почему так оптимистически-победно звучит последняя строка — «И Остров двух…Нет — Материк!». Образы «Острова» и «Материки» символизируют эмоциональный мир влюбленных, в котором их только двое, а вокруг — та синь, голубизна, пространство… Понятно, почему образ остров изменен на образ материка. В географии понятие материк означает значительно большую часть суши.
Итак, образ-символ «Материк» приобретает значение гиперболизированного пространственными масштабами мира влюбленных. Чтобы усилить значимость и величие этого мира, автор подает образы-символы, которые его заменяют, в форме собственных названий.
В осеннюю просинь
Блик лета, Живица жатвенного тепла. Неба разветренная палитра Вниз голубизной потекла.
И уже рекой голубой Забурлило все вокруг. Плывут в поцелуе двое, Дескать, нас, осень, не тронься. Не тронься своим щемящим чудом Это разноцветные дали. Сгорают от твоего же огнива Не то, что воспоминания, даже сны.
Дай нам вовек не прощаться, Пить голубизну во веки веков. Опавшая листва едва примята… И Остров двух…
Нет — Материк!
Вопросы и задачи.
1. Определите тему поэзии «В осеннюю просинь блик лета…».
2. Какая из метафор лучше всего передает чувство осенней любви?
3. Охарактеризуйте особенности построения этого произведения.
4. Подберите название к стиху.
5. Назовите художественные средства выражения речи, использованные автором в этой поэзии.
6. Как вы понимаете последнюю строку стиха? Какая его смысловая и композиционная нагрузки?
10 класс. «Мотивом светлой любви…» «В осеннюю просинь блик лета…»