11 класс. «Духовное я, естества моего суть…», «Язык»
Материалы к изучению творчества Василия Будничного в школьном курсе. Цикл «Духовное я, естества моего суть…» представляет философскую лирику Василия Будничного, в которой рассматриваются основные понятия морали и других ценностей духовной культуры.
К этому циклу можно отнести сборник «Озарение» и отдельные поэзии из других сборников Василия Будничного. . Интересным в этом ряде есть стих «Притча о старости, шахе и Аллахе», где рассматривается проблема власти.
Степень же духовного совершенства как отдельного человека,
Василий Будничный посвятил свою жизнь искусству слова. Для него как настоящего художника-профессионала слово является тем инструментом, с помощью которого выстраиваются духовные башни. Вместе с тем, автор ощущает большую ответственность перед читателем за свое поэтическое слово, так как хорошо знает его силу.
Всегда помнит, что словом можно пробудить как высокие, так и низкие чувства, словом можно оживить и убить человека, поднять и унизить его достоинство. А потому «измерит
А уже как погрешу в словах и, избавь Бог, совесть подзабуду, Страшным судом тогда осудите — Слезой мамы на глазах.
Культивируя красоту украинского слова, широко популяризируя его каждый день, автор старается донести к читателю простую истину — народ будет жить до того времени, пока будет жить его язык, который, по словам Афанасия Мирного, является наибольшим и наиболее дорогим сокровищем каждого народа. И это бесценное сокровище надо беречь, лелеять, приумножать. Для поэта мерилом духовности человека служат старые, как мир, слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Василий Будничный крайне встревожен современным состоянием украинского языка, который удостоверяет четкую гражданскую позицию поэта. Свои искренние переживания за судьбу украинства и украинского языка он передает в стихе «Язык».
В последнее время языковой вопрос в Украине перенесен в политическую плоскость. Языковая проблема становится орудием манипуляций, спекуляций в борьбе за власть. Тем-то и объясняется принятие популистских законов, государственных программ по развитию и функционированию украинского языка, которые не способны даже частично решить проблему.
Появляются воинствующие лозунги, провозглашаются пламенные речи, проводятся политические акции… У поэта болит душа за Украину-Мамочку, так как сегодня «за мораль в ней правят деньги», а «духовность все более тяжелая и более тяжелая ноша». Об этом речь идет в другом его произведении «Словесный мусорник — это еще не государство…»:
Словесный мусорник — это еще не государство, Миллионная толпа — это еще не народ. Под колесом истории ржавым Аж корчится украинский генофонд. До самого уже доборолись края: Уже бы довольно брату брата распинать, Что на сегодня Украина имеет, Кроме неправды, вымогательства и проклятий?!
Здравый смысл, культуру — на задворки…
Чувством боли пронизано и произведение «Язык». Поэзия о языке Василия Будничного не содержит пышных слов, елейных объяснений в любви к родному слову, демагогическим заверениям в своей вечной преданности и верности ему. Вместе с тем, лирический герой просто и искренне заявляет о том, чем является для него родной язык — духовным я, сущностью его естества, товарищем, любовью…
Мы не найдем в этой поэзии залосненных штампов, медоточивого потока слов на заказ, распространенных в последнее время, а потому надоедливых, в которых на пожертвование форме принесено содержание.
Гуманистической есть мысль о том, что утверждение родного слова не может сопровождаться агрессивными выпадами против другого языка, за счет унижения языка другого народа. Позиция «глаз за глаз» является ошибочной, и это давно уже исторически доказано. С горечью автор заявляет о том, что «Мы ходим пока еще в изгоях В своем крае не один уже век…», вместе с тем замечает первые положительные сдвиги и провозглашает: «В вере и терпении наша сила…».
А на пути к царствованию родного языка в Украине «согласие бы нам — не побед. Так как не искать мы идем врагов, А поле мирной рожью засевать…».
Интересным является композиционное решение поэзии, полностью подчиненное главной мысли произведения — стремлению зажечь в душах украинцев огонь любви к родному слову, но не допустить, чтобы огонь тот стал сокрушительным для других языков в многонациональном украинском государстве.
Произведение состоит из шести строф-катренов, каждый из которых имеет частичную содержательную и интонационную завершенность. Но поэзию можно еще условно поделить на две смысловые части, первая из которых передает чувство любви лирического героя к родному языку. Во второй — намечен путь утверждения украинского языка в Украине.
Привлекают внимание тропы, которые автор широко использует в своей поэзии. Среди других — перифраз. Поэт заменяет прямое наименование понятия язык косвенным его определением. Оригинальным есть подход к раскрытию образа языка украинского народа. Ради этого автором использована форма косвенного обращения к языку как к своему «духовному я».
Еще одним синтаксическим средством выражения речи в произведении является асиндетон, благодаря использованию которого автор предоставляет мысли особый динамизм. Здесь имеем традиционный ямбический размер, кольцевое рифмование, неточные рифмы.
Язык
Духовный я, естества моего суть. Ты то. Что полнит чувство и ум, Товарищ верный в трудной дороге, Любовь первая, которую не забудь. На людях я не бью тебе лбом, В верности не клялся и не клянусь, Не подвергался тобой на соблазн и не измерил тебя добром и злом. Не раскинулся тобой на ерунду Да и не жалел на что-то-таки стоящее.
Я не говорю, что ты наилучшая, роднее не знаю я тем не менее. Травят тебя — я твой-так как защитник, И не терплю, когда травят тобой. Мы ходим пока еще в изгоях В своем крае не один уже век. Засиял лучик, дай-то Бог; Чтобы его лукавые не потушили.
В вере и терпении наша сила, Согласие бы нам — не побед. Так как не искать мы идем врагов, А поле мирной рожью засевать. Благословляет нас Украина-Мать, Правдивое слово дав на засев.
Вопросы и задачи.
1. Каким настроением пронизана поэзия «Язык»? 2. Чем является язык для лирического героя? 3. В чем заключается языковая проблема, и какие пути ее решения предлагает автор? 4. Назовите художественные приемы выражения речи, использованные поэтом, объясните их роль в раскрытии темы стиха. 5. Какие пути решения языковой проблемы предлагает поэт?
6. Что вы можете сказать о композиции произведения? 7. Напишите эссе «Язык — естества моего суть».
11 класс. «Духовное я, естества моего суть…», «Язык»