20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг

Литература и искусство характеризуются следующими моментами.

Главная тенденция развития литературы в 1920-х — середине 1930-х гг. — переход от множественности и свободы творчества к гос­подству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность твор­ческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы:

    сторонники возникшей в 1920-х гг. «пролетарской культуры» ; остальные, то есть не связанные с этим течением.

Однако со

второй половины 1920-х гг. усиливается тенденция к подчи­нению литературы власти: резолюция ЦК РКП «О политике партии в области художественной литературы» провозгласила свободное сорев­нование течений, но рекомендовала литераторам занимать сторону влас­ти. Вскоре литераторы были разделены на «прогрессивных» и «реакционных» . Завершился процесс подчинения литературы партии и государству постановлением ЦК ВКП 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и созданием Союза писателей СССР в 1932-1934 г. во главе с М. Горьким.

В 1920-е гг. продолжают свое творчество В. Короленко, А. Толстой,

С. Есенин, В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, А. А. Ах­матова, с середины 1920-х гг. начинает литературную деятельность М. А. Шолохов. Популярность получают такие литературные жанры, как агитационный, мемуарный и др.

Основные тенденции в развитии живописи:

    существование двух основных течений: реалистического ; авангардистского, причем первое по­степенно берет верх над вторым; развитие новых жанров живописи — агитационно-массового и прикладного ; в 1920-1930-е гг. развиваются все жанры живописи, в особое направление живописи выделяется историко-революционная те­матика, а также «Лениниана» и «сталиниана» — создание сюжетных картин и портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина.

В архитектуре выделяются следующие тенденции:

    в 1920-х гг. возник и установился новый стиль — советский конструктивизм, развивавшийся двумя группами архитекторов — конструктивистами и рационалистами ; в 1920-1930-е гг. значительно активизируется строительство по всей стране: строятся новые города и поселки, электростанции и заводы, автомобильные и железные дороги, общественные здания. В 1933 г. началось строительство Московского метро.

Для развития скульптуры в этот период были характерны: посте­пенный переход от традиций серебряного века к реализму и монумен­тальности, а также реализация принятого в 1918 г. государственного плана мону­ментальной пропаганды, по которому предполагалось в срочном по­рядке снести памятники «в честь царей и их слуг» и возвести памятни­ки героям революции 1917 г. и российского революционного движения. Характерными чертами развития театра в этот период были нацио­нализация старых театров и создание новых, а также творчество зна­менитых режиссеров К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Дан­ченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова и А. Я. Таирова. Музыка. В это время происходит создание системы музыкальных учреждений, возникновение нового феномена — массовой песни, проникновение джаза в СССР. К тому же периоду относится деятель­ность мастеров исполнительского искусства и творчество композиторов М. Ф. Гнесина, С. С. Про­кофьева, а также первый этап творчества Д. Д. Шостаковича.

Развитие кинематографа характеризуется ростом числа фильмов и со­зданием киносети на всей территории страны, возник­новением кинодокументалистики и агитационных фильмов, ростом популярности кинохроники. Появляются новые мастера художественных фильмов. В 1929 г. появляется звуковое отечественное кино.

Таким образом, к середине — концу 1930-х гг.:

    с одной стороны, был значительно поднят уровень образованности населения и возникла система учреждений во всех отраслях куль­туры, культура стала массовой и общедоступной; с другой — множественность путей развития русской культуры была ликвидирована советской властью: деятельность интеллигенции была поставлена под контроль государственных объединений, господствующей идеологией стал советский марк­сизм, а господствующим художественным стилем — соц­реализм.



20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг