20.3.3. Литература и искусство в Третий период развития советской культуры

20.3.3. Литература и искусство

Литература и искусство данного периода характеризуются следующим.

В литературе данного периода, в отличие от 1930-х — начала 1950-х гг., вновь установился относительный плюрализм. Два основных литературных течения: реформистско-демократическое во главе с журналом «Новый мир» и консервативное, к которому относились жур­налы «Октябрь» и «Огонек». К этому периоду относится творчество драматургов В. Ф. Пановой и В. С. Розова, писателей Б. Л. Пастер­нака, А. И. Солженицына, А. П. Платонова, А. А. Фадеева,

А. Т. Твар­довского, В. М. Шукшина, В. С. Пикуля, поэтов И. А. Бродского, Б. А. Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко.

Театр. Возникает ряд новых театров: Московский театр на Таганке, Театр им. Ленинского Ком­сомола, Ленинградский Большой драма­тический театр и символ «оттепели» в театральном искусстве — Московский театр «Современник» . В советской музыке развивалось как классическое направление, так и музыкальное оформление кинофиль­мов, распространяется эстрадная песня. С 1960-х гг. возникает бардовское искусство — авторская песня. Отдельно выделяется театральное, кинематографическое и песенное

творче­ство В. С. Высоцкого. В 1970-1980-е гг. возникает множество музы­кальных групп различных стилей, в том числе русский рок — «Ма­шина времени», «Кино», «Воскресение» и др.

Во второй половине XX в. в советском кино появляется множество новых блестящих режиссеров: Г. Н. Чухрай, С. Ф. Бондарчук, Г. Н. Данелия, М. И. Ромм, А. А. Тарковский, Л. И. Гайдай, Э. А. Рязанов и др. К этому периоду относится расцвет отечественной мультипликации. Особую роль в жизни общества начинает играть телеви­дение: в период перестройки идут прямые трансляции партийных конференций и съездов народных депутатов СССР, стали популяр­ными программы «Взгляд», «До и после полуночи», весьма оппози­ционно зазвучали шутки в программе «КВН». К этому периоду относится творчество В. И. Мухиной, М. А. Ани — кушкина, но ключевой фигурой советского монументализма на данном этапе стал Е. В. Вучетич. В живописи этого периода происходит постепенный отход от соц­реализма, возникает «второй русский авангард», ряд художествен­ных объединений.

В академической официальной манере пишут картины И. С. Глазунов, портретист А. М. Шилов.




20.3.3. Литература и искусство в Третий период развития советской культуры