5 класс. «Монолог из моего детства». Белокурый мальчик в белой рубашонке

Тема детства, широко представленная в творчестве Дмитрия Иванова, является близкой и понятной для учеников 5 класса.

Из стихов этой тематической группы отличается поэзия «Белокурый мальчик в белой рубашонке…». Строки о босоногом детстве преисполнены внутреннего тепла, нежности. Детские впечатления переданы автором с редчайшим знанием психологии ребенка, который каждый день с восхищением открывает для себя странный мир людей, вещей, родной природы. Малыша постоянно захватывает красота всего сущего на земле.

В этой поэзии слова

складываются в строки, а те — в 12 насыщенных конкретикой строф, которые «представляют теплую, довженковского духа акварель на тему босоногого детства» [Мельник: 11].

Подвижный ритм, изменяемость ситуаций, укрупнение художественных деталей в изображении мира глазами ребенка, который поразительно отличается от мира взрослых, так как в нем обычное и будничное приобретает таинственный, часто сказочный, фантастический характер, яркие художественные средства — все это предоставляет поэзии особый колорит. Детское воображение и непосредственность легко оживляют безжизненные предметы — и вот уже в выдуманном

ребенком мире «сердится самолет» в небе и верится, что хворостинкой его можно достать с «тучи». А из высокой груши весь мир — как на ладони видно: и далекий город, к которому можно рукой притронуться, и как «ветряная мельница телят пасет», и как «смеются» над бычком-неудачником утки у бабы на дворе.

С любовью и юмором автор изображает «белокурого мальчика в белой рубашонке», любознательного, находчивого, который вбирает в себя красоту окружающего мира.

Белокурый мальчик в белой рубашонке, Словно мотылек, из дома — пурх!

Залопотали пятки голые, Аж закружил утиный пух. Минув щечками калинно, Промчался выбрыком крутым и теплым дождиком невинно Лопух за домом окропил.

Над ним, где утро смело Стожары, Такой манящий, с кулачок, Запутавшись в туче, Гудит близенький самолет.

Это же пока баба выйдет из дома! Он на грушу, между ветвей, Да и попробовать самолет достать Хворостинкой оттуда.

Залез.

Не верится и самому… Но, где сердился самолет, Повисая в небе голубом Перо бледно-золотое…

Это что!

Свыше смотреть любо, Как ветряная мельница телят пасет, Как степь густая зеленочубая На спине марево несет. К степи путь такой широкий Течет из-под груши, как вода, и что-то высокое В самый раз на горизонте. Ага!

Это же — город шумливый Виднеется сквозь даль. Какое же то странное и красивое! И мальчик руку протянул.

— За ствол держись!

Упадет! Откроется об путь! Будто гусыня белая, идет баба К груше

С костуром в руках. Взялись глаза седым глянцем, Под ноги падают слова. А мальчик ей:

— Бабушка, гляньте, Вон промелькнул бычок из хлева.

— Ой, горюшко! — прыгает хромая Двором крик ее души…

Бычок обнюхивает одуванчик,

Что золотится в спорыше.

Аж здесь пчела, из одуванчика снявшись,

Возбудила в крылышках пение гибкое —

И упал бычок, пчелы испугавшись, —

И засмеялись утки…

1980

Вопросы и задачи.

1. Прочитайте стих. Расскажите о своих впечатлениях.

2. Устно нарисуйте портрет мальчика с помощью найденных в тексте произведения цитат.

3. Найдите эпитеты и расскажите об их роли в произведении.

4. Как характеризуют мальчика сравнения в первой строфе поэзии.

5. В чем проявляются сообразительность, любознательность мальчика?

6. Объясните значение метафоры с 11-й строфы.

7. Выучите наизусть отрывок из стиха.

8. Чем, по вашему мнению, мир ребенка отличается от мира взрослых? Подберите из произведения цитаты в подтверждение своей мысли.




5 класс. «Монолог из моего детства». Белокурый мальчик в белой рубашонке