9 класс. «Чтобы с правдой горькой быть на «ты»». «Или навзничь упади, или навзничь…»

Материалы к изучению творчества Василия Будничного в школьном курсе.

Цикл гражданской лирики «Чтобы с правдой горькой быть на ты…»Объединяет поэзии, которые удостоверяют гражданскую зрелость автора, его житейскую мудрость, верность моральным принципам.

Страстное слово Василия Будничного остается искренним, откровенным, лишенным фальши. Как у настоящего мастера его слово приобретает разные смысловые оттенки, символические значения, но всегда остается правдивым. Правдолюбом быть нелегко, а временами опасно, так как правда

часто бывает горькой, и реагируют на нее люди по-разному.

Говорить Правду вопреки официальной мысли, политической моде, отстаивать собственные убеждения, оставаться в наше непростое время незаангажированным, независимым, внепартийным означает быть незаурядным смельчаком, а жить по законам Совести — чудаком-дон Кихотом. Но чтобы с нами было, если бы среди нас не было таких людей!

На страже своей нравственности Василий Будничный ставит собственную совесть, перед которой время от времени отчитывается:

Пусть в жизни меня еще покрутит, Так как жизнь — не весна из теплиц. Не беда — на беде споткнуться,

Лишь бы только не упасть ничком. Не беда, что земные напасти Будут Танцевать по мне, чтобы только в топь не упасть Перед сапогом в топи.

Моральный человек всегда говорит правду другим, но высшая нравственность проявляется тогда, когда человек правдивый еще и перед собой. Правда такого человека неуступчивая, неподкупная. Именно такая правда кричит, стучит в наши сердца из произведений поэта-патриота, стараясь пробудить нашу усыпленную совесть, наши равнодушные души. «Собственный непокоренный дух» Василия Будничного в стремлении «за все переболеть» бьет «в набат», не дает нам зачерстветь, заставляет думать, анализировать, действовать, пока не поздно, пока еще можно спасти все чистое, добродетельное, порядочное, благородное, бескорыстное.

Слово поэта призывает к возрождению духовного величия человека.

За годы перестройки, становление украинской государственности имеем большие потери в духовной сфере. Под жестоким нашествием низкопробной продукции заграничной и отечественной маскультуры, под гипнозом новых лживых политических лозунгов, под прессом неопределенности, незащищенности, материального обнищания легко упали бастионы морали. О том, как на это реагировала правдивая душа поэта, свидетельствуют уже сами названия поэзий: «Я так устал от печали…»,»Почему-то так больно мне…»,»Горькополынное», «Будто схимник на проще», «Плакала свирель в переходе…»,»Моя несчастная Украина…»,»В набат или в поход трубит Трубиж…»и т. п. Среди этих стихов выделяется своей пронзительной горечью, болью за судьбу Украины, украинского народа поэзия «Или навзничь упади, или навзничь…»…

Это стих-раздумье об Украине и украинцах, за судьбу которых искренне болеет поэт, о том, что всегда на изломе времен как отдельный человек, так и целый народ встает перед судьбоносным выбором, так как «есть же параллельно проторенные дороги». И так важно не ошибиться, не подвергнуться обманным проповедям новоявленных мессий, не допустить того, чтобы «пренебрегнуть своими корнями и словом», стать посмешищем для всех. Поэт призывает вопреки всему сохранять национальное достоинство «Чтобы не упасть перед кем-то ничком и не ползать перед кем-нибудь на коленях», лечиться от «бездуховного бешенства», от опасной пропаганды национального высочества, лишиться «менталитета холуйства», рвения перед сильными и богатыми, так как не они владеют духовным сокровищем — наибольшей ценностью всех времен и народов.

Уважение и Любовь — вот что следует приобретать, вот цель, достойная большого народа.

Стих астрофичный, и неслучайно. От строки до строки переливается боль лирического героя за Отчизну, каждая следующая мысль является логическим продолжением предыдущей. От строки до строки возрастает психологическое напряжение. Пятистопный ямб как господствующий стихотворный размер оказывает содействие усилению эмоционального переживания. Поэтическая лексика содержит слова донимающие, обидные, передает состояние горечи, негодования, гнева, когда не до сантиментов, а цель оправдывает средства.

Имеем и здесь неточную рифму, перекрестное рифмование, которое помогает передать ритмику сильного эмоционального возбуждения. Риторические вопросы, анафора, синтаксические конструкции, осложненные вводными словами для уточнения мысли или показа своего отношения

К сказанному — синтаксические средства, которые поэт традиционно использует для выражения речи.

Лирический герой в этом стихе — не посторонний наблюдатель. Он среди тех, за кого горько, стыдно, больно. Недопустимым как для себя, так и для своего народа считает как унижение национального достоинства, так и культивирование национального превосходства. Поэтому его «Я» в первых строках стиха дальше трансформируется в «Мы», и этот переход удостоверяет понимание личной причастности к тому, что происходит с его народом, его страной.

Лирический герой сознает то, что не имеет права судить и осуждать, но будить совесть человеческую — его прямая гражданская обязанность. Здесь выразительно проявляется авторская позиция относительно роли поэта в обществе.

Или навзничь упади, или навзничь, Каким бы не было то падение, Лишь бы не упасть перед кем-то ничком и не ползать перед кем-нибудь на коленях. Это не моя гордыня, Это достоинство, которое даровано нам Богом, Нет промежуточного здесь «или», есть параллельно проторенные дороги. Поэтому себя, свой род и свой народ Не ставил и не ставлю выше других, Хотя за терпение во время ненастий Мы, несомненно, заслуживаем большего. Однако не мне судить об этом, На все, что есть, как говорят, Божья воля, И горько видеть, как себе в лицо плюем сами же, как в комедийной роли.

Никак не подберу, так что же это в нас — Менталитет холуйства, или глупость, Или упали, в самом деле, в бездуховное бешенство, Что не уважаем дух свой… Или научено нас так, словно на грех, Чтобы пренебрегнуть свои корни и слово и у других вызвать ядовитый смех, А не уважение с крошкой любви.

Вопросы и задачи.

1. Прочитайте стих. Определите его тему и главную мысль.

2. Подберите и обоснуйте собственное название поэзии.

3. Какие чувства лирического героя передает этот стих?

4. На что направлен его гнев?

5. Что предоставляет поэзии характер публичного выступления?

6. Обратите внимание на начало стиха. Чего стережется здесь лирический герой?

7. Какую лексику использует автор для выражения речи?

8. Какие синтаксические средства оказывают содействие передаче эмоционального состояния лирического героя?

9. На примере этой поэзии объясните, как автор понимает роль поэта в обществе.

10. Какую смысловую нагрузку в поэзии несут местоимения «Я» и «Мы»?

11. Определите настроение поэзии. Чего в ней, по вашему мнению, больше: пессимизма или оптимизма?

12. Определите жанр произведения. Ответ аргументируйте.




9 класс. «Чтобы с правдой горькой быть на «ты»». «Или навзничь упади, или навзничь…»