А. К. Толстой. Князь Серебряный. Какие сцены и эпизоды столкновения глав­ных героев запомнились наиболее отчетливо?

Какие события отнесли бы вы к экспозиции романа и где видите его завязку? К экспозиции романа можно отнести первые семь глав, которые знакомят читателя с участниками собы­тий и обстоятельствами их жизни. Глава «Пир» соединяет воедино главных участ­ников событий и во многом предопределя­ет их дальнейшее развитие.

Ее можно счи­тать завязкой романа.

Как вы представляете себе князя Серебряно­го и царя Ивана Грозного? Нарисуйте портрет каж­дого из них. Какой из этих двух портретов было труднее себе представить?

Почему?

Главный

герой романа — молодой бо­ярин князь Никита Романович Серебря­ный появляется уже в главе 1. Он напоми­нает одного из былинных богатырей. Ав­тор очень подробно описывает его вне­шность: «Наружность князя соответство­вала его нраву.

Отличительными чертами более прият­ного, чем красивого лица его были просто­сердечие и откровенность. В его темно-се­рых глазах, осененных черными ресница­ми, наблюдатель прочел бы необыкновен­ную, бессознательную и как бы неволь­ную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали

на неко­торую беспорядочность и непоследова­тельность в мыслях.

Но мягко и опреде­ленно изогнутый рот выражал честную, ничем непоколебимую твердость, а улыб­ка — беспритязательное, почти детское добродушие…

Серебряному было лет двадцать пять. Роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. Густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составля­ли противоположность с темными бровя­ми и черными ресницами.

Короткая боро­да, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок».

Внешность царя впервые описана в гла­ве «Пир». Вот как изображено его появле­ние:

«Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошел сам царь, Иван Васильевич.

Он был высок, строен и широкоплеч. Длинная парчовая одежда его, испещрен­ная узорами, была окаймлена вдоль раз­реза и вокруг подола жемчугом и доро­гими каменьями. Драгоценное перстя­ное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. Большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. Высокие каблуки красных сафьянных сапогов были окованы серебряными скоба­ми.

Страшную перемену увидел в Иоанне Никита Романович. Правильное лицо все еще было прекрасно; но черты обознача­лись резче, орлиный нос стал как-то кру­че, глаза горели мрачным огнем и на челе явились морщины, которых не было преж­де. Всего более поразили князя редкие во­лосы в бороде и усах. Иоанну было от роду тридцать пять лет; но ему казалось далеко за сорок.

Выражение лица его совершенно изменилось. Так изменяется здание после пожара. Еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось не­доброе.

Со всем тем, когда Иоанн взирал милос­тиво, взгляд его еще был привлекателен. Улыбка его очаровывала даже тех, которые хорошо его знали и гнушались его злодеяниями. С такою счастливою наруж­ностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова».

Нам легко представить внешность Ива­на Грозного, поскольку перед нами сразу же встают его живописные и скульптур­ные изображения. И. Е. Репин, В. М. Вас­нецов, М. М. Антокольский и другие мас­тера уже запечатлели в нашей памяти его облик. Толстой привносит что-то новое в царский облик.

Портрет вымышленного героя — князя Серебряного при всей де­тальности его изображения представить себе, быть может, труднее — он слишком обычен.

Какие сцены и эпизоды столкновения глав­ных героев запомнились наиболее отчетливо? Как вы это объясняете?

Более всего запоминаются насыщен­ные событиями и столкновениями массо­вые сцены, в которых участвуют главные герои. Это главы «Пир», «Оплеуха», «Бо­жий суд». В них изображен ряд сцен, ко­торые с особенной яркостью рисуют ха­рактеры героев, проявляющиеся в крити­ческих ситуациях.

Какие эпизоды вы восприняли как кульми­нацию столкновения князя Серебряного и царя? Была ли это схватка двух сильных характеров, или автор убежден, что это столкновение добра и зла?

В романе мы не наблюдаем за прямыми словесными дуэлями этих героев. Однако особого напряжения их противостояние до­стигает тогда, когда князя Серебряного за­точают в темницу. Он ждет пыток и казни, хотя его попытка защитить семью друга — боярина Морозова — вовсе не была, по его суждению, преступлением, а, скорее, ис­полнением долга.

Именно в этом стремле­нии защитить невинных князь проявил се­бя как борец за добро против сил зла.

Попробуйте создать «кодекс чести» каждого из главных героев романа.

Для них «кодекс чести» един: чест­ность, благородство, смелость, отвага в бою, защита справедливости.




А. К. Толстой. Князь Серебряный. Какие сцены и эпизоды столкновения глав­ных героев запомнились наиболее отчетливо?