А. Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. Как сам поэт характери­зует сложенную им песню?

Почему, воссоздавая в стихотворении не­давнее историческое прошлое, А. Н. Апухтин об­ратился к жанру песни? Вам известны песни хоро­водные, плясовые, застольные, колыбельные, свадебные, любовные, бурлацкие, рекрутские, ра­бочие и т. д. Почему поэт назвал свое стихотворе­ние «солдатской песней»? Как сам поэт характери­зует сложенную им песню?

Какие известные вам исторические факты героической обороны Севас­тополя 1854-1855 годов нашли отражение в пес­не-стихотворении?

Известно, что Севастополь в 1855 году пал, и это поражение тяжело

переживали наши воины. Однако А. Н. Апухтин соз­дал солдатскую песню, которая демонст­рирует, что дух войска не был сломлен, что солдаты верят в силу своей армии и после поражения.

В каких словах стихотворения особенно ярко выразилось благоговение поэта перед сынами России? Как охарактеризованы в стихотворении враги? Почему в изображении врагов автор «Сол­датской песни о Севастополе» использует просто­речные словосочетания и выражения?

Все строки стихотворения наполнены преклонением автора перед стойкостью солдат в сражениях, которые происходи­ли в Севастополе одиннадцать месяцев. Можно выделить

одну из строф:

Я спою, как росла богатырская рать, Шли бойцы из железа и стали,

И как знали они, что идут умирать,

И как свято они умирали!

При этом очевиден их контраст «бога­тырской рати» с врагами, которые изобра­жены именно так, как о них говорили сол­даты: с кислым лицом, с разбитым носом. Слова резня, клочок земли, пе­вали — просты, но в то же время и понят­ны любому слушателю. Употребление просторечных слов и выражений передает настрой солдат и отношение к проигран­ному сражению, к врагу.

Читатель не чув­ствует ни капли страха или даже насторо­женности в солдатских словах.

Какую роль в песне-стихотворении выполня­ют повторы? Как соотносятся начальная и конеч­ная строфы стихотворения?

В песне-стихотворении мы видим много повторов, как и во всякой другой песне. Повторы удобны для запоминания, и в то же время они дают возможность подчерк­нуть ритм исполнения. Это особенно оче­видно там, где использовано единоначатие, как во второй, четвертой и пятой строфах.

Прием повторного обращения к общим мотивам использован в тех строфах, кото­рые открывают и завершают песню. Еди­ные по настрою, обе строфы включают песнь о Севастополе в цикл победных пе­сен о Бородине и Очакове. Так, поражение воспринимается народом как одна из вех героической истории.




А. Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. Как сам поэт характери­зует сложенную им песню?