А. С. Грибоедов Обязательная литература «Горе от ума»
Творчество Грибоедова — яркое выражение идеологии дворянской революционности, нашедшей свое воплощение в первой русской реалистической комедии «Горе от ума». Основной конфликт комедии отражает внутренние противоречия в русском обществе первой четверти XIX века. В конфликте Чацкого с фамусовской Москвой отразилась борьба двух антагонистических общественных сил? дворянских революционеров и реакционного лагеря дворян-крепостников.
Дворянско-чиновничьему обществу, которое в комедии предстает как сплоченное большинство, Грибоедов
, угодливость перед «высшими» и деспотическое обращение к «низшим» — низкий уровень образованности, увлечение внешними атрибутами французской культуры, страх перед подлинным просвещением. В образе Чацкого находят свое отражение основные идеи и взгляды декабристов. Для Чацкого характерны глубокая любовь и уважение к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, а не лицам, высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание примириться с несправедливым общественным
Все это неизбежно приводит его к решительному и бескомпромиссному столкновению с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицетворяющими крепостничество, аракчеевщину и нарождающийся бюрократизм.
Проблематика комедии обличение низкопоклонства и нравственного убожества крепостников, возмущение их произволом, отстаивание идеи национальной самобытности русской культуры, страстная защита патриотизма и просвещения — обусловила исключительную политическую злободневность, резкую сатирическую Связь Грибоедова с декабристами, а также отражение в идейно-образном мире комедии идей, споров, дискуссий, отдельных конкретных реалий политической жизни 10-20-х годов рассмотрена в указанной книге «Грибоедов и декабристы». направленность и глубокую типичность характеров комедии, в которой Белинский увидел «энергический протест против гнусной расейской действительности». Особенности развития сюжетной линии Чацкий — Софья и система «внесценических» персонажей помогают глубже понять характер Чацкого, который из одинокого резонера классицистической комедии по мере развития сюжета превращается в страстного обличителя фамусовского общества» Реализм развязки комедии заключается в том, что действительная победа, вопреки симпатиям автора, оказывается на стороне фамусовского большинства, а Чацкий вынужден бежать из столицы» Грибоедов как бы предвосхищает политическое поражение декабристов в 18 25 году.
Реальные обстоятельства русской общественной жизни внутренне предопределили развитие конфликта комедии и принципы расстановки ее персонажей. Реализм комедии отразился и в его художественном стиле. Характеры раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов.
Исключительная живость и меткость афоризмов, «эпиграмматическая соль» реплик, острота диалогов, быстрота развития действия, разговорный характер вольного ямба {разностопность, переменное расположение рифмы, переход реплики в середине стиха) обусловили художественное совершенство комедии.
В комедии следует выделить и элементы классицистического стиля: обширные монологи, не способствующие развитию действия, традиционное количество актов — пять, наличие «трех единств», «говорящих фамилий», традиционных амплуа. Дальнейшая эволюция Грибоедова может быть прослежена по его замыслам трагедии «1812 год», где в центре встает вопрос о роли народа в истории, а также «Грузинская ночь», в которой рассматривается проблема положения крепостных.
В заключение работы над творчеством Грибоедова необходимо составить подробный конспект статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» в виде краткого илана^ кроме того, основные мысли автора следует изложить в тезисной форме. Необходимые цитаты выписываются отдельно.
А. С. Грибоедов Обязательная литература «Горе от ума»