А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Создайте краткое описание внешности од­ного из героев повести

Какое из портретных описаний героев по­вести вам запомнилось? Попробуйте создать сло­весный портрет.

Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоз­дать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предла­гает подбор цитат, которые рисуют порт­рет этого героя. Напомним начало : «Наружность его показалась мне заме­чательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужи­ка, который

помог ему выбраться из сумя­тицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь.

И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не во­жатый, а вождь, руководитель восста­ния. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особен­но тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой —

глазами Савельича.

Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого бо­ится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савель­ич. Он не рассматривает деталей, не оце­нивает своих впечатлений, а безоговороч­но осуждает этого человека. Однако заме­тим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания. Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бро­дяга.

Как вы понимаете слово «самозванец»? По­чему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?

В XVIII веке на захват власти мог пре­тендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III.

Вот на его место и претендовал Пугачев.

Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую кре­пость.

Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвав­шись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. На­род расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в ал­тарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол цер­ковный есть царское седалище».

Пушкин не вклю­чил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?

В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список ве­щей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, за­ставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что напи­сал его холоп.

Подготовьте сообщение о том, как изобра­зил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие осо­бенности этой необычной личности способствова­ли длительному успеху повстанцев?

В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который восполь­зовался создавшейся в тех краях ситуаци­ей. Отношение автора к бунту как к явле­нию бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, ре­шительность, находчивость, стремитель­ность реакции и почти звериное чутье, умение руководить людьми, используя их достоинства и не­достатки, и даже отчетливое представле­ние всего, что его ждет в результате по­давления восстания.

В результате все эти качества создают фигуру яркую и значи­тельную.

Наверное, даже его невежество помога­ло ему быть признанным вождем, что со­здавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

Создайте краткое описание внешности од­ного из героев повести.

Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

Какую роль в повести играет пейзаж? За­метили ли вы такое описание картин природы, ко­торое не связано с развитием сюжета? Почему та­ких описаний нет?

Как вы это объясните?

В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, опи­сание бурана в степи предшествует разви­тию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно опи­сать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II.

Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сенти­ментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

В романе приводится текст народной раз­бойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубра­вушка…». Сравните это произведение с истори­ческой песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбой­ником».

Сравнение двух народных песен инте­ресно именно противоположным отноше­нием к государям. «Дар», который полу­чает от царя разбойник в песне «Пра­веж», — справедливый, а в любимой пес­не Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекла­диной». Выбор этой песни самим Пугаче­вым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.




А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Создайте краткое описание внешности од­ного из героев повести