А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ III

Зрительно представьте себе картину, кото­рая заключена всего в одной фразе: «Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым сне­гом». Охарактеризуйте эпитеты, которые здесь ис­пользованы.

Свинцовые волны создают резкий конт­раст с белыми берегами, покрытыми сне­гом. Перед нами пейзаж начала зимы, изображенный графически. Он очень на­поминает гравюру, и его очертания созда­ют тревожное настроение.

Перед зрителем возникают не только цвета начала зимы, но и создается определенное

настроение. Так, эпитет свинцовые передает тяжелое движение замерзающей воды.

Внимательно прочтите описание Белогор­ской крепости и сравните ее с той воображаемой крепостью, какую ожидал увидеть Петруша. Как могло сформироваться в сознании недоросля представление о могучей крепости?

Петруша мало читал, но даже в сказ­ках, которые он мог услышать от своих мамок и нянек, существовали и сказоч­ные дворцы, и неприступные крепости. Они всегда рисуются в нашем сознании могучими, сложенными из мощных кам­ней и уходящими своими стенами и баш­нями ввысь. Стоит на минуту представить себе такую крепость,

а затем перечитать описание бедного и запущенного сооруже­ния, какое представляла собой Белогор­ская крепость.

При этом вы сразу же ощу­тите силу того разочарования, которое должно было охватить Петрушу.

Опишите первое появление нового офицера у коменданта крепости. С каким чувством описы­вает эту сцену повествователь? Как это описание связано со вторым эпиграфом главы? Напомним, что это слова из «Недоросля» Д. И. Фонвизина.

Кто произносит в комедии эту фразу?

Не будем забывать, что повествование в повести ведется от лица Петра Гринева, повзрослевшего и вспоминающего свою молодость. Сцена появления Петруши у коменданта Белогорской крепости описа­на с чувством симпатии и легкой улыбки старшего над наивным недорослем, кото­рый попал в новую обстановку. Простота и патриархальность быта жителей крепос­ти вызывают умиление и помогают сразу же оценить новых участников событий повести.

Это действительно «старинные люди». Но такое определение никак не умаляет их достоинства. Патриархаль­ность быта, неуклонное следование обы­чаям только поддерживают ту атмосферу симпатии, которая возникает при чтении.

В эпиграфе к главе нет иронии. Напом­ним, что это слова госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» .

Дайте портреты тех «старинных людей», ко­торых Гринев узнал в Белогорской крепости.

Рассказ о людях, которых узнал Петр Гринев в Белогорской крепости, можно вести в порядке их появления на страни­цах главы. Первым был «старый инва­лид», который, сидя на столе, нашивал заплату на локоть зеленого мундира. Он сразу же сказал вошедшему: «Войди, ба­тюшка, наши дома».

«Старушка в телогрейке», которая вместе с «кривым старичком в офицер­ском мундире» разматывала нитки, была Василисой Егоровной — супругой комен­данта — главным человеком в этом захо­лустном мирке.

Она рассказывает Гриневу о Швабрине и вызывает к себе урядника Максимыча — молодого и статного казака.

Гринев осваивается в своем новом окру­жении. Читателю становится очевидным, что отношения людей в Белогорской кре­пости вполне определяются словами из «Недоросля».

Желающие могут подготовить рассказ — жанровую зарисовку жизни Белогорской крепости в мирное время.

Рассказ о мирном течении жизни в Бе­логорской крепости может вполне совпа­дать с пересказом главы III «Крепость». Стоит рассказать о весьма скромном ук­реплении, патриархальности быта, и об неразрывности связи с официальными ре­шениями, которые все же принимаются и в мирное время, о том, как идет служба военных. Можно ввести в этот рассказ, например, описание того, как была вы­брана изба для проживания Гринева. «Отведи Петра Андреича к Семену Кузову.

Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород». Вот и мотив для постоя вновь прибывшего офицера.

Внимательно прочитайте краткое описание пейзажа, открывающегося из окна избы Семена Кузова, к которому Гринев был определен на пос­той. Какую роль это описание играет в главе?

Место, куда был определен на житье Гринев, находилось на самом краю кре­пости, на высоком берегу реки. «Передо мною простиралась печальная степь. На­искось стояло несколько избушек; по ули­це бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала сви­ней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем». Это описание подготовило читателя к осознанию состояния молодого офицера: «И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!»

Охарактеризуйте участников разговора о Пу­гачеве и его восстании. О чем прежде всего шла речь в этой беседе?

Разговор о восстании шел за обедом и носил самый непринужденный характер. При этом все участники этой беседы затрагивали тему военной опасности лишь попутно, не считая, что беда может гро­зить их крепости. Гораздо подробней шла речь о храбрости Василисы Егоровны и о том, что Маша — большая трусиха.




А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ III