— Абрамов о духовном здоровье народа

Жизнь северного села на протяжении тридцати лет просле­дил писатель в романах «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом» — от военного 1942 г. до сере­дины 70-х. Центром тетралогии стала история семьи Пряслиных, прежде всего старшего сына Михаила, который был в годы войны «первым мужиком» на селе, державшемся на женских и детских плечах. Именно в таких героев, взявших на себя все тя­готы жизни, верил писатель, поэтому он и подходил к ним с высокой нравственной меркой. Ничем не погрешил Ф. Абрамов против

правды, устоял перед соблазном сделать своего героя «покрасивее». Писатель не скрывает того, что Михаил может быть груб по отношению к матери, с юношеским максимализ­мом обвиняет он в измене ни в чем не виновного Тимофея Ло­банова, жестоко ссорится с сестрой…

Здесь необходимо вспом­нить слова Ф. Абрамова, определяющие его по-настоящему гражданское, высоконравственное отношение к героям, к жиз­ни: «Я решительный противник молитвенного отношения ко всему, что бы ни произнес мой современник, именуемый… «простой человек из народа». Любить народ — значит видеть с полной ясностью и достоинства

его, и недостатки, и великое его, и малое, и взлеты, и падения. Писать для народа — значит помочь ему понять свои силы и слабости».

Не идеален Пряслин, но суровы и обстоятельства, в кото­рых он жил, трудился, ошибался, мучился угрызениями совес­ти, сострадал чужой беде. Немало в романе таких сложнейших ситуаций, в которых Михаил раскрывается как настоящий че­ловек. Вот, например, одна из них — арест Лукашина, после которого Михаил не просто пишет письмо в защиту председа­теля, но и обходит все село, собирая подписи. Этим драматическим сценам, за­вершающим роман «Пути-перепутья», Ф. Абрамов придает осо­бое значение: в них люди испытываются на справедливость, че­ловечность, мужество.

Оказалось под тем письмом всего пять подписей. Но именно из отдельных людей и состоит народ. По­этому новым чувством наполняется душа Михаила: «впервые за всю жизнь он, обыкновенный, безвестный парень, так сильно, так радостно ощутил свою причастность к делам всей страны».

Есть еще один важный ответ на вопрос о том, зачем нужно было подписывать это грозившее многими бедами письмо. Его дает сестра Михаила Лиза, с которой связано в произведении представление об устойчивом, надежном женском начале жиз­ни. Ответ этот важен для Ф. Абрамова: «Лучше уж совсем на свете не жить, чем без совести…».

Как надо жить? — один из основных вопросов, проходящих через всю тетралогию. Как жить, когда происходит «раскрестья­нивание» села, когда люди бросают родную землю, когда ру­шится укрепившееся в годы войны единство, когда крестьянин теряет основу основ своего существования — чувство хозяина и потребность в добросовестном труде? Обо всем этом мучитель­но размышляет и яростно спорит Михаил Пряслин, но все чаще не встречает понимания и сочувствия односельчан…

Стремится найти ответы на поставленные вопросы автор, сутью творчества и жизненной позицией которого были правда и нравственный максимализм. Важнейшую, сокровенную мысль выразил один из его героев: «Нету чужих… Все люди — родня».

Так определяется философская идея произведения, которую точно и образно сформулировал В. Агеносов: призыв к едине­нию, к осознанию того, что все мы — единый народ, «братья и сестры», имеем общую историческую судьбу, идем «зимами и летами» сложными «путями-перепутьями» и строим общий «дом», который никто другой за нас не построит. Переимено­вав своих «Пряслиных» в «Братьев и сестер», Ф. Абрамов через символику заголовков романа подчеркнул основную идею произ­ведения.

Интересно, что на Севере словом «русь» называют место возле дома. В контексте художественного творчества прямое значение слова переосмысливается, приобретает обобщаю­щий характер: «Русь» — это то, что человеку близко и доро­го, это наша родная земля, общий Дом, порядок в котором зависит от живущих в нем людей. Образ дома — не только конкретного человеческого жилища, дающего ощущение прочности, надежности жизни, но и Дома-страны, Земли, Вселенной, за которую мы все в ответе, вошел в современ­ное общественное сознание в немалой степени благодаря ху­дожественной литературе.

Заботу Ф. Абрамова о духовном здоровье народа, без кото­рого нельзя «заново возделать русское поле» , разделяют и другие современ­ные писатели. «…Во всем, что происходит с нами и вообще в мире, истоки там, в наших душах, в том, чем они наполне­ны», — пишет В. Распутин, убежденный, что без порядка в душе человека не может быть порядка в Отечестве. Что прида­ет народу стойкость и что мешает его движению вперед, пожа­луй, так можно определить общую проблему, которую решают писатели в целом ряде произведений, названных критикой «тревожными». Обратим внимание на заглавия произведений: «Пожар» , «Печальный детектив» , «Плаха» , «Последняя пастораль» … Они подают сигнал о серьезном неблагополучии, необходимо­сти вмешаться, создают ощущение тревоги.

Сложные ситуации, сложные герои, приемы максимальной концентрации, заостре­ния трагического начала — все это не случайно. Горячая озабо­ченность судьбой родной страны и всей планеты, обостренное чувство вины и ответственности перед бу­дущими поколениями, поиски выхода из сложнейших экологи­ческих, социально-политических, духовных противоречий свойственны современной литературе.

«Сейчас не время для пустяков, — говорил в одном из сво­их выступлений В. Астафьев. — Дела гораздо серьезнее и в быту, и на производстве, и в низах, и в верхах, гораздо серьез­нее, чем представляет в своем потоке литература. … Только сильные нравственно, духовно люди способны удержать на сво­их плечах мир, уберечь его от распада, разложения, устоять против войны». Проблемы личной ответственности человека, его активного отношения к жизни, участия в происходящих в стране переменах приобретают сегодня особое значение.




— Абрамов о духовном здоровье народа