Адельберт фон Шамиссо

Адельберт фон Шамиссо четырнадцатилетним подростком попал в Германию и после многих мытарств обрел там вторую родину. Он был офицером прусской армии в годы наполеоновских войн, серьезно занимался ботаникой и зоологией, участвовал в качестве натуралиста в русской кругосветной экспедиции под командованием О. Коцебу на бриге «Рюрик», позднее руководил ботаническим садом в Берлине, издавал вместе с поэтом Густавом Швабом «Немецкий альманах муз».

Трехлетнее плавание расширило кругозор писателя. Общаясь с экипажем «Рюрика»,

он изучал русский язык, заинтересовался русской культурой. Книга «Путешествие вокруг света», изданная в двух вариантах, не только упрочила его научную репутацию, но и считается образцовым произведением немецкой доку ментально-художественной прозы. Как поэт Шамиссо известен романтическими балладами и любовной лирикой. Политические события своего времени Шамиссо оценивал с прогрессивных позиций. В поэме «Изгнанники» , включающей переложение отрывка из думы К. Ф. Рылеева «Войнаровский», декабрист Бестужев, встретив в Якутске немецкого ученого, рассказывает ему о казненном соратнике и пророчит грядущее
возмездие.

Надежды на общественный прогресс Шамиссо связывал с расцветом науки. Баллада «Паровой конь» поражает предвосхищением научно-фантастической темы путешествий во времени:

Кто сможет, спеша, земной шар обогнуть, Держа с востока на запад путь, В награду, согласно науке, тот На сутки раньше в свой дом войдет. Конь мой железный непобедим, Не может время поспеть за ним, И если я нынче помчусь на закат Вчера с восхода вернусь назад.

Из этой реальной предпосылки выводится фантастическое допущение возможности встречн… с предками. Всадник отправляется в прошлое, присутствует при своем рождении и даже знакомится со своим дедом незадолго до его женитьбы:

Сто раз обгонял я солнечный бег, Маршрут пролагая в минувший век, Сегодня взглянуть я примчался верхом На деда, ставшего женихом…

Мировое признание принесла Шамиссо сказочно-фантастическая повесть «Удивительная история Петера Шлемиля» , построенная на фольклорных мотивах: волшебный кошелек, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, договор с чертом. Шлемиль в обмен на неиссякаемый кошелек закладывает не душу, а всего лишь тень, без которой, казалось бы, легко обойтись. Но человек без тени внушает ужас, и никакие богатства мира не могут компенсировать этого изъяна.

Шлемиль приходит к безутешному выводу, что золото стоит меньше тени. В отчаянии он бросает кошелек в пропасть, отвергнув новое предложение дьявола променять душу на тень. Вынужденное одиночество скрашивают Шлемилю сапоги-скороходы с тормозом, мгновенно переносящие из страны в страну.

Он проводит остаток жизни в бескорыстном служении науке.

Прозрачная аллегория растлевающей власти денег подчеркивается столкновениями незадачливого Шлемиля с пронырливыми дельцами и покупателем его тени — «серым человеком>, в будничном обличье которого уже ничего не осталось от средневекового дьявола. Заключив сделку, он аккуратно скатывает тень в трубочку и сует в бездонный карман. Исследователи усматривают в повести и более глубокий философский смысл, но детей она всегда привлекала прежде всего необычным сюжетом, соединением сказки с реальностью.

По словам Томаса Манна, «эта книга, написанная для юных читателей, продолжает оставаться одной из самых пленительных во всей немецкой литературе».

Повесть Шамиссо много раз выходила на русском языке.




Адельберт фон Шамиссо