Аксаков, Буран. Что помогало мужикам справляться с холодом?

Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедитель­ные приметы жестокого мороза.

Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Дере­вья постарее, пополам изломанные, тор­чали высокими пнями, а иные, разодран­ные надвое, лежали, развалясь на обе сто­роны». Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели

и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

Что помогало мужикам справляться с холодом?

Справляться с холодом мужикам помо­гала специально подобранная одежда и то, как они вели себя во время пути. Одежда их состояла из дубленых полу­шубков, тулупов и серых суконных зипу­нов, а также теплых шапок — башкир­ских малахаев. Крепкие и подвижные возчики «шутили, припрыгивали, боро­лись, толкали, будто невзначай, друг дру­га с узенькой тропинки в глубокий суг­роб…

Тут-то сыпались русские остро­ты…Р.

Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки

человека с суровой природой?

Описание жестокой картины искале­ченной морозом березовой рощи как бы предсказывало, что человеку будет не просто справиться с напором стихии, если в степи разразится буран. То, что удалось сделать с березовой рощей, могло обру­шиться и на тех, кто проезжал эти места. Стоило испортиться погоде, как путников могли ждать страшные беды.

Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания: «Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…» Как вы думаете, за­чем мы выделили слово «казалось»? Проследите, как следом за этим предостережением повторяется союз «но»: он сопровождает указание на роковые приметы. Найдите и перечислите приметы прибли­жения бурана.

Проследим за тем, как нарастало беспо­койство. «Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из лю­бимой рощи искать себе ночлега на высо­ких и открытых местах; но лошади храпе­ли, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но белова­тое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу…» Так автор говорит о поведении тетеревов, лошадей, а затем о небе и ветре. Приметы надвига­ющегося бурана заметны в поведении жи­вых существ и в окружающей природе.

Проследите за изменением описания снего­вой тучи. Какие изобразительные приемы помогают ее нарисовать?

«Быстро поднималось и росло белое об­лако с востока…»;

«…уже огромная снеговая туча заво­локла большую половину неба…»;

«Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою…»;

«Вдруг настала ночь… наступил буран…».

Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показы­вал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, на­конец, снеговая туча «обтянула весь гори­зонт».

Опишите поведение возчиков во время бурана.

В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продол­жить путь.

Автор точно указал, как труд­но было принять первое решение: «Совет был странен и страшен: но в нем заключа­лось единственное средство к спасению». Напомним, что буран бушевал более су­ток. Далее мы узнали о печальном конце бурана.

Нарисуйте своими словами картину бурана. Какой вы ее представляете из описания Аксакова? Перескажите описание близко к тексту.

Вначале нужно перечитать текст с опи­санием бурана. «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сто­рон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось».

Близкий к тексту пересказ непременно должен содержать и бескрайность степи, силу и напор бушующего ветра.

Справка. Описание бурана С. Т. Ак­саковым произвело такое впечатление на

А. С. Пушкина, что в повести «Капитан­ская дочка» он создал подобный пейзаж под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пуш­кин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года.

Как вы объясните трагический финал судьбы обоза?

Трагический финал, о котором расска­зал С. Т. Аксаков, подстерегал не только этот обоз. Путешествия зимой по бескрай­ним и малонаселенным степям были в те времена связаны с риском для путешест­венников. Можно считать, что часть зим­них поездок кончалась бедой.

Степень ри­ска была велика, и приходилось с ней считаться.




Аксаков, Буран. Что помогало мужикам справляться с холодом?