Александр Олесь «Украина в старину», «Наши предки — Славяне»
Цель: Раскрыть содержание поэзий Александра Олеся «Украина в старину», «Наши предки — славяне»; ознакомить с его поэтическим изложением истории украинцев, осветить их любовь к родной земле; формировать навыки выразительного чтения; заинтересовать детей изучением истории родного края; воспитывать патриотов Украины, интерес учеников к героическому прошлому нашего народа.
Оборудование: Портрет Александра Олеся, издание произведений писателя, иллюстрации из истории Украины, рисунки учеников, народнопоэтические символы Украины.
Кто
Тот не достойный
Своего будущего…
М. Рыльский
Ход урока
I. Вступительная часть. Слово учителя
Есть в нашей литературе имена, которые не нуждаются в пышном одеянии красноречивости, ни высоких сравнений и эпитетов. Так как они входят в сознание каждого из нас, как солнечный свет, как дыхание родных пространств. К ним принадлежит имя известного украинского поэта Александра Олеся.
II. Проверка домашней задачи
1. Ученические сообщения о заинтересованности Александра Олеся историей родного края.
Темы родной земли, истории Украины — ведущие в книге
Александр Олесь жил Украиной, он мечтал о счастливом будущем родного народа. Но мечты поэта не сбылись, в душе — отчаяние и безнадега. Украина лежала в руинах, обкраденная и преданная, и Олесь решил оставить свой родной край в 1919 году.
Трудная жизнь была у эмигранта. Но на чужбине поэт не забывал своей Родины. Оторванность от родной земли только усиливала его сыновью связь с ней.
Александр так хотел увидеть лес, солнце в любимом крае, где покинул свою душу. Душа Олеся — его поэзия — вопреки всему оставалась на родной Украине. Александр надеялся, что пройдет некоторое время — и он снова вернется на Родину.
Но сложилось иначе. Чужая земля не дала возможности поэту интересоваться и в дальнейшем историей Украины, она стала местом вечного покоя для украинского патриота.
2. Анализ поэзии Александра Олеся «Запение».
-III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения. Чтение эпиграфа к уроку
-IV. Восприятие и осмысление учебного материала
-1. Слово учителя об истории создания поэзий — «Украина в старину», «Наши предки — славяне».
-2. Выразительное чтение поэзий Александра Олеся «Украина в старину», «Наши предки — славяне».
-3. Словарная работа с текстами.
Род — ряд поколений, которые происходят от одного предка.
Предки — самые старые родственники по восходящей линии со стороны матери или отца.
-4. Чтение стихов учениками.
-5. Беседа по прочитанному. Ученики объединяются в группы. Каждая группа получает карточки-опросники.
Какие картины возникают у вас во время чтения поэзий Александра Олеся? Какой возникает в вашем воображении Украина в старину? Какими были наши предки — славяне?
Приведите цитаты из текста. Какие художественные средства использованы в стихах «Украина в старину», «Наши предки — славяне»?
Определите слова и выражения, которые выражают любовь Александра Олеся к родному краю.
6. Проект «Хочу знать больше». Объединенные ученики делают защиту своей группы.
I группа «Юные историки». По иллюстрациям из истории Украины ученики рассказывают об исторических фактах происхождения восточных славян в период родоплеменного порядка на территории Украины, о внедрении казацкого войска, о жизни людей на Украине в старину.
Группа «Фольклористы». Дети рассказывают о народнопоэтических символах Украины, которые передавались нам от наших предков — славян.
Мамина песня, отцовский дом, дедушкина сказка, бабушкина вышитая сорочка, рушник, рубашка, калина, барвинок — это все наши символы. Александр Олесь никогда не забывал их, хотя и проживал длительное время за границей. Ценил поэт и родное слово. Поэзия Олеся преисполнена загадочных мелодий и тонов, она стала прекрасным материалом для песен и романсов.
Мелодичность его стихов и сегодня привлекает. Романс «Чары ночи» и до сих пор поется как народная песня.
Звучит песня «Чары ночи». Фольклористы делают выставку народнопоэтических символов Украины.
Группа «Юные таланты». Ученики читают собственные стихи об истории Украины, своем родном крае, своем селе.
IV Группа «Юные художники». На основе прочитанных стихов Александра Олеся «Украина в старину», «Наши предки — славяне», юные художники нарисовали рисунки. На уроке они подтверждают свои работы цитатами из поэзий.
V. Итог урока
Что нового вы узнали на уроке? Какое значение творчества Александра Олеся для развития украинской литературы?
Заключительное слово учителя.
Под мелодию медленной украинской песни звучит стих «Соловьиная песня».
Соловьиная песня. Пахнет рута — мята. На боковой стене розы.
Материнский дом.
Ходит вечер оврагом, А месяц горой. Где-то звучит песня, Там, аж за рекой.
Кто-то сказал: «Старое это, Хуторная поэзия, Время ее забыть.
Зачем тот колодец, Зачем то ведерко?» Ах ты, же, человек, Без души и сердца!
Хочешь ты забыть то, Что век любилось… Знай же, то ведерко Все еще не разбилось
Знай, что не заиленный Еще в роще колодец, Знай, что в нем и до сих пор звенит водица. А девичья песня Груди раскрывает, Как и испокон века, Нежное сердце режет.
Ходит вечер оврагом,
А месяц горой.
Как нам, родная земля,
Тепло с тобой.
Будьте добрыми, чуткими, любите свой родной край, интересуйтесь историей страны, ведь вы — продолжатели нашего украинского рода.
VІ. Домашняя задача
Прочитайте поэзии Александра Олеся из книги «Княжеская Украина».
Александр Олесь «Украина в старину», «Наши предки — Славяне»