Аллегоричность образов в рассказе Владимира Дрозда «Белый конь Шептало»
На первый взгляд, рассказ Владимира Дрозда «Белый конь Шептало» воспринимается как определенная сказка об обиженном гордом коне, который смиренно прощает эту несправедливость людям и с «виноватой доверчивостью» возвращается к ним после стихийного бегства. Может, конь уже и успокоился, но мое сердце, растревоженное душевными взлетами и падениями Шептала, не сможет успокоиться еще долго. Нет, это совсем не сказка с мирным концом.
Это — рассказ-символ, где за аллегорией кроется обезображенное лицо целой прослойки моих соотечественников.
Но не лукавят ли они, говоря «до определенного времени», «притвориться покоренным, оставшись в душе свободным»? Писатель через поведение коня Шептала доказывает, что, хотя в душе они и ощущают свою исключительность, но «властная Степанова рука» принуждает их не учитывать «пьянящий дух забытой воли, который просочился сквозь сотни поколений».
Ни
И мы понимаем, что перед нами — человеческая душа, трагедия ее деформации, раздвоение в условиях такого же деформированного общества. Сколько таких личностей, пережив «наилучшие минуты жизни», готовы снова «ласково ткнуться мордой в его ладони, пусть даже ударит, поругает»! Рассказ, вынуждает задуматься над важной проблемой украинского общества, предлагает каждому из нас найти собственную позицию и путь решения этой трагедии возражения Человека в человеке.
Аллегоричность образов в рассказе Владимира Дрозда «Белый конь Шептало»