Алтарь в Пергаме: битва богов и гигантов

Алтарь в Пергаме. Битва богов и гигантов была одним из любимых сюжетов у греческих живописцев и скульпторов. Самым замечательным художественным воплощением этого мифа стали рельефы алтаря Зевса, сооруженного в азиатском городе Пергаме во 2 в. до н. э. в честь победы над дикими и воинственными племенами варваров-галатов.

В рельефах Пергамского алтаря ваятели запечатлели отчаянную схватку богов и гигантов, в которой нет места ни сомнению, ни пощаде. Это борьба добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы. Алтарь должен был напоминать

не только о победе над галатами, но и о вековом противостоянии эллинского мира окружавшему его варварству.

Перед зрителями одна за другой проходят картины великой битвы; даже сейчас, несмотря на очень плохую сохранность большей частиизображений, фигуры сражающихся поражают своей мощью.

Фигура Зевса. Вот громовержец Зевс. Голова его не сохранилась, отбита правая рука, но кажется, что вся его фигура источает божественную силу.

Он широко шагает, складки плаща развеваются, окутывая его ноги, но прекрасное мощное тело обнажено. Левая рука его простерта вперед, в ней он держит эгиду — щит из козьей шкуры,

в правой, как легко это представить себе, — молнии.

Именно такого Зевса описал древний поэт Гесиод: …И немедленно с неба, а также с Олимпа, Молнии сыпля, пошел громовержец-владыка. Перуны, Полные блеска и грома из мощной руки полетели Часто один за другим, и священное взвихрилось пламя…

Фигуры гигантов. Зевс сражается сразу с тремя гигантами. Один из них, пораженный молнией в ногу, находится у него за спиной; второй, упавший на колени, схватился левой рукой за правое плечо, а правая рука повисла как плеть — и он уже испытал на себе мощь предводителя олимпийцев. Остается третий противник, самый грозный. Он повернут спиной к зрителям, но его мощная спина вполне соответствует мощи тела Зевс.

Вместо ног у него извиваются две змеи, левая рука его обмотана львиной шкурой, лицо, изображенное в профиль, дышит свирепостью и неукротимостью — да, это достойный противник! Это Порфирион, предводитель гигантов, самый могучий из них; и все-таки, как он ни могуч, победа достанется Зевсу — это, даже если зритель не знаком с мифом, становится ясно при первом взгляде на его фигуру: она гордо возвышается над всеми противниками. На ее фоне даже могучий Порфирион кажется пресмыкающимся по земле.

Фигуры Афины и Алкионея. А вот Афина, любимая дочь Зевса. Она тоже вся в упоении битвы, и она уже одержала победу.

Ее противник — молодой прекрасный гигант Алкионей Он погибает: Афина уже схватила его за волосы и влечет за собой, торжествуя победу. Лицо Алкионея искажено предсмертной мукой, правой рукой он ухватился за руку богини в тщетной надежде освободиться от ее мощной хватки. И есть у него еще одна маленькая надежда: если ему удастся коснуться своей матери, Геи, силы вернутся к нему, он будет спасен, и левой рукой он тянется к матери, поднимающейся из земных недр. Гея изображена по пояс, лицо ее полностью сбито, но сколько скорби в ее позе! Рука праматери прострерта в сторону Афины — ведь та тоже является ее потомком, может быть, дрогнет ее беспощадное сердце…

Но нет! Победители-олимпийцы не ведают пощады, Алкионей обречен, и Победа-Ника уже протягивает Афине победный венок.

Фигура Афродиты. А вот и Афродита. Но это не привычная всем нежная богиня любви и красоты. Даже она дышит воинским задором.

Ее противник повержен на землю, богиня сразила его ударом копья, но оружие застряло в его теле, и Афродита ногой, обутой в изящную сандалию наступает на лицо сраженного врага, упираясь в него, чтобы вырвать копье из раны.

Так в скульптурах Пергамского алтаря отразилось восхищение перед величием и богов-олимпийцев, отстоявших свою власть над миром, и гигантов, прекрасных в своем геройстве, обреченных, проигрывающих битву, но не сдающихся врагам!




Алтарь в Пергаме: битва богов и гигантов