Анализ цикла повестей Воронковой

Школьное сочинение по циклу повестей цикл повестей «Солнечный денек», «Гуси-лебеди», «Федя и Данилка», «Волшебный берег» . В стиле писательницы, в выборе эпитетов, сравнений, метафор ощущается тот особый, светлый колорит, которым окрашено для нее детство. В описании одного-единственного «солнечного денька» из жизни шестилетней Тани преобладают яркие, светлые, чистые тона. Автор любовно повторяет и варьирует их: «Таня спала под светлым ситцевым пологом», «Таня посмотрела на синее небо, на зеленые березы», «У

Тани теплые светлые завитки на макушке».

Детство деревенской девочки предстает перед читателем ничем не омраченным, радостным, словно омытым весенним, добрым дождем. Природа одушевлена, олицетворена; повествование ведется на грани реального восприятия и волшебного оживления всего, что окружает героиню: «Пушистые пахучие цветы кивали Тане из-под кустов.

На светлых полянах из травы поглядывали на Таню красные ягоды… Тонкие лиловые колокольчики покачивались перед Таней. Малиновая липкая дрема легонько цеплялась за платье». Жизнь леса описана очень ощутимо, вещно; она еще не лесная сказка, но уже и не

обыденная реальность.

В этом описании кроется все необходимое для пробуждения детской фантазии, и она откликается на призыв: все понимающим другом кажется Тане и Аленке шаловливый пес Снежок с озорными глазами; осознанно поступающей представляется большая ласточка с синими крыльями; таинственной румяной красавицей видится новая кукла, сшитая бабушкой.

По-настоящему сказочное восприятие жизни приходит чуть позже, когда Таня слушает рассказ деда про Ивана-царевича, Снегурочку, упрямую старуху, про месяц Май, который потерял «золотые ключи», которыми отпирают ворота, чтобы впустить Весну. Дед, шутник и выдумщик, сказал, будто из золотых ключей выросли цветы. Таня так упорно разглядывала нежный желтый цветок, похожий на связку ключиков, что ей наконец увиделось, «как в дедушкиной сказке бродит весна-красна по окрестным лугам и полям, обряжает рощу зеленой листвой, сажает медуницу в ракитнике».

От повести к повести Л. Воронкова бережно следит за по-взрослением Тани и Аленки, но не забывает и тех неповторимых примет детства, которые долго еще будут сопровождать двух подруг. Девочки играют в куклы, угощают их, укладывают спать, разговаривают с ними, словно с живыми, но уже ждут от них помощи взрослые, и Таня с Аленкой помогают собирать яблоки в саду и огурцы на огороде. Пришло время первого школьного дня.

И хотя у Тани косичка получилась маленькая и закручивалась кверху, а у Аленки в косичках были разные ленты: в одной — красная, в другой — белая, девочки радовались и гордились, чувствуя себя большими.

Жизнь двух подруг показана Л. Воронковой на протяжении примерно полутора лет. За это время многое изменилось: обе они приняты в октябрята, Таню выбрали командиром звездочки. Писательница бережно следит, как шагают подруги по детству, как разрастается круг их интересов и забот.

Вот изо дня в день возится Таня с угрюмым, вихрастым Гришкой Чайниковым, который постоянно подводит свою октябрятскую звездочку, так как пишет грязно, с помарками и кляксами. Постепенно сплачивается коллектив первого класса, где учатся девочки, и в дни зимних каникул они осознают, какой большой привязанностью стала для них школа.

Пять маленьких повестей о Тане и Аленке составляют своеобразный цикл. Но каждая из них, взятая по отдельности, не теряет своей композиционной самобытности, сохраняет художественную целостность, имеет самостоятельные интересные находки в исследовании детской психологии. Так, первая — «Солнечный денек» — вся посвящена описанию одного дня в жизни девочек-дошкольниц.

Для них день, наполненный разными событиями, тянется очень долго. И это психологически очень достоверно, оправдано возрастом детей. А в последней повести — «Командир звездочки» — охвачен почти целый школьный год. Тут и начало учебы, и 7 Ноября, когда подруги становятся октябрятами, и Новый год с шумной елкой, и первые школьные каникулы.

И это тоже естественно: ребята-первоклассники во многом иначе воспринимают окружающее, впитывают в себя больше впечатлений, смена их происходит активнее. Писательница учитывает малейшие изменения во взаимоотношениях своих героев с окружающим миром, находя им в каждой повести подлинно художественное воплощение.

В произведениях Л. Воронковой часто встречаются примеры дружбы очень непохожих по характерам ребят. В небольшой повести для дошкольников «Федя и Данилка» — два мальчика, по-разному воспринимающие все вокруг. Живут они в Крыму, в колхозе, окруженном горами, у которых острые зубчатые вершины. Данилке кажется, что самый высокий и острый зубец похож на человека, который сидит склонив голову и о чем-то думает.

А Федя говорит, что это просто торчат голые камни. И так во всем. Писательница настойчиво, тщательно подчеркивает несхожесть мальчиков: Данилка любит приносить с гор цветы, а Федя нет — зато он любит лошадей, а Данилка боится их. И даже в том, как ведут себя ребята на море, близком и родном для обоих, проявляется разница их характеров.

Федя заплывает далеко, а Данилка плещется у берега и рассматривает дно, разглядывает, что там растет, кто живет в водорослях.

Казалось бы, ничто не объединяет мечтательного Данилку и здравомыслящего, храброго Федю. Но Л. Воронкова подмечает зарождение дружбы, находит ее корни, которые кроются в самоотверженности мальчишек, в стремлении к подвигу для людей. Оба они мечтают стать летчиками, летать на помощь людям, спасать виноградники. Вот она — точка соприкосновения различных характеров, основа первой мальчишеской дружбы. Желание помочь людям, быть полезными приводит ребят к участию в важном и нужном деле.

Они давно уже облазили все горы и охотно идут с геологом, показывая все, что знают, помогая ему прокладывать новые геологические маршруты.

Писательница рисует жизнь ребят не облегченно: бывают у них ссоры, непонимание друг друга, взаимные обиды. Но все это оказывается неважным, мелким, когда наступает пора расставания, потому что Федя должен переезжать с родителями далеко, в Орел. Приходит к обоим друзьям осознание горечи разлуки, впервые поднимают они нелегкую ношу жизненных потерь.




Анализ цикла повестей Воронковой