Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»

Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока «Стихи о Прекрасной даме»; выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек­сандр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, и учения философа В. Соловьева о Вечной Женственности, которая может примирить «земное»; и «небесное»;, божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе»;

и В. Соловьева о «вечной женственности»; как нетленном божествен­ном начале. Владимир Соловьев воспринимает «вечную женствен­ность»; как явление космического масштаба.

Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божест­венного и «вечно женственного»; начала. Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Сти­хи о Прекрасной даме»;. Героиня цикла — непостижимый, мистиче­ский образ, а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты: Она стройна и высока, Всегда надменна

и сурова… Поэтические эпитеты «белое платье»;, «неведомые тени»;, «в тихой заводи»; усиливают ощущение нереальности происходящего; окру­жают любовное чувство поэта мистическим ореолом.

Любовь лириче­ского героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полуто­нов. Любовь — состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной — непостижимый, таинствен­ный, лишь смутно угадываемый мир.

Такое понимание искусства определило символический характер «Стихов о Прекрасной даме»;. Стихотворение цикла «Девушка пела в церковном хоре…»; наполне­но символами: «голос, летящий в купол»;, сияющий луч на белом плече, «белое платье»;, которое «пело в луче»;. Эпитет белый подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, «ле­тящего в купол»;. Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою»;. Фи­нал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья: Причастный тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Центральным стихотворением цикла является «Вхожу я в тем­ные храмы…»; , в котором лирическому герою только чудится образ «величавой Вечной Жены»;, Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. Книгу «Стихи о Прекрасной даме»; замыкает цикл «Распутья»; , стоящий как бы особняком.

В стихах Блока появляется мотив тревоги, растерянности лирического героя, невозможности об­ретения гармонии в реальной жизни. Внимание поэта переносится на современную действительность, на изображение реального горо­да, мистику природы и страсти. Первый том в основном составляют «Стихи о Прекрасной Даме»; , но также намечены и другие темы: социальные вопросы, связь с «повседневностью»; . Появляется мотив «конца мира»;.

Современный город, полный при­зраков, оборотней, теней, напоминает картины Апокалипсиса : женщины бросаются из окон, плачущий ребенок никому не нужен. Несмотря на множество реалистических деталей, симво­листская сущность стихотворений остается. В стихотворении «Фаб­рика»; желтый и черный цвета символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами.

Поэт, «все слышавший со своей вершины»;, не является участником происходящего: Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.




Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»