Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»
Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока «Стихи о Прекрасной даме»; выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Александр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, и учения философа В. Соловьева о Вечной Женственности, которая может примирить «земное»; и «небесное»;, божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе»;
Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божественного и «вечно женственного»; начала. Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Стихи о Прекрасной даме»;. Героиня цикла — непостижимый, мистический образ, а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты: Она стройна и высока, Всегда надменна
Любовь лирического героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полутонов. Любовь — состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной — непостижимый, таинственный, лишь смутно угадываемый мир.
Такое понимание искусства определило символический характер «Стихов о Прекрасной даме»;. Стихотворение цикла «Девушка пела в церковном хоре…»; наполнено символами: «голос, летящий в купол»;, сияющий луч на белом плече, «белое платье»;, которое «пело в луче»;. Эпитет белый подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, «летящего в купол»;. Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою»;. Финал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья: Причастный тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.
Центральным стихотворением цикла является «Вхожу я в темные храмы…»; , в котором лирическому герою только чудится образ «величавой Вечной Жены»;, Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. Книгу «Стихи о Прекрасной даме»; замыкает цикл «Распутья»; , стоящий как бы особняком.
В стихах Блока появляется мотив тревоги, растерянности лирического героя, невозможности обретения гармонии в реальной жизни. Внимание поэта переносится на современную действительность, на изображение реального города, мистику природы и страсти. Первый том в основном составляют «Стихи о Прекрасной Даме»; , но также намечены и другие темы: социальные вопросы, связь с «повседневностью»; . Появляется мотив «конца мира»;.
Современный город, полный призраков, оборотней, теней, напоминает картины Апокалипсиса : женщины бросаются из окон, плачущий ребенок никому не нужен. Несмотря на множество реалистических деталей, символистская сущность стихотворений остается. В стихотворении «Фабрика»; желтый и черный цвета символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами.
Поэт, «все слышавший со своей вершины»;, не является участником происходящего: Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.
Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»