Анализ элегии «Завещание» Заболоцкого Н. А

В 1947 г. Заболоцкий пишет элегию «Завещание», развивая философскую тему довоенных стихотворений «Вчера, о смерти размышляя» и «Бессмертие». На смену некоторой отвлеченности поэтической мысли здесь приходит воспринятый сердцем и душой образ природы, воплощенный в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегически-медитативных стихах использован отвечающий жанру размер — пяти — и шестистопный ямб, причем в общем объеме 34 строк, мерную торжественность которых определяет Я6, лишь 8 стихов представляют

различные ритмические варианты Я5.

При всей глубине и серьезности содержания стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и суров.

Над головой твоей, далекий правнук мой,

Я в небе пролечу, как медленная птица,

Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,

Как летний дождь

прольюсь, сверкая над травой.

Лейтмотивом этих стихов является утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который — и дальше возникает цепочка сравнений — остается в природе, «как медленная птица», «как летний дождь»… Само слово «мир» повторяется в стихотворении 8 раз, «жизнь» и его производные — 6 раз, но это не создает ощущения избыточности:

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил — томление пустое.

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Если в связи с предыдущим стихотворением речь шла о подключении Заболоцкого к тютчевской традиции, о ее творческом продолжении, обновлении, преодолении, то в данном случае несомненно активное переосмысление пушкинско-блоковских мотивов. Ho, пожалуй, гораздо важнее тот восходящий к пушкинской традиции доверительный разговор с далеким правнуком, которому адресовано его творчество и который — поэт глубоко верит в это — продолжит дело его жизни:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.




Анализ элегии «Завещание» Заболоцкого Н. А