Анализ эпизода «Андрей Болконский в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях» по роману эпопее Война и мир

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» изображены два сражения, имеющие основополагающее значение для раскрытия образов героев через «войну» — это Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Оба сражения начинаются подобными друг другу эпизодами. Шенграбенское сражение состоялось после ряда неудачных для русской армии событий и планировалось для того, чтобы задержать французские войска, отдаляя наступление на основные силы армии.

Аустерлицкое сражение произошло после демонстрации некоторой части русского войска австрийскому

герцогу и Кутузову. Долгий переход слишком утомил воинов, и они не имеют сил отвечать натиску французов достойно. Более того, русские войска не имеют четкой цели, им неизвестно, за что они должны сражаться.

Все это говорит о том, что предвидятся огромные человеческие потери.

Андрей Болконский, участвующий в обоих сражениях, во многом переосмысливает все происходящее, меняет свое отношение к войне.

Роль двух сражений в романе заключается в том, чтобы заставить прозреть князя Андрея, уничтожить его мечты о славе.

Князь Андрей отличается честолюбием. Он мечтает о подвиге, который принес бы ему славу, заставил

людей почитать его как героя. До некоторой степени сражение под Шенграбеном уже позволило князю Андрею проявить мужество.

Он не боится пуль неприятеля, смело объезжая позиции, он один отправляется на батарею Тушина и остается там до тех пор, пока орудия работают. Именно в Шенграбенской битве Болконский стал свидетелем мужества и героизма, проявленного артиллеристами капитана Тушина. Он и сам проявил здесь хладнокровие и бесстрашие, и один высказался на военном совете в защиту капитана.

Однако под Шенграбеном Болконский не стал героем, его Тулон, о котором он так мечтал, был еще далек.

Смерть, окружающая героя, сначала не останавливала его. Целью для него была слава. Однако в ходе сражения мечты Андрея Болконского развеиваются, а в конце — и вовсе разбиваются вдребезги.

По мнению князя Андрея славной победой завершится Аустерлицкое сражение. Именно здесь он сможет проявить себя. В самом деле, Болконский совершает подвиг. Он подхватил знамя павшего на поле боя подпрапорщика и с призывом: «Ребята, вперед!» — повел батальон за собой в атаку.

Князь Андрей падает, получив ранение в голову, Кутузов отправляет его отцу письмо с известием, что сын «пал героем».

Но и теперь Тулон был далек от Болконского, но он был ему уже не нужен. Русская армия потерпела поражение, вместе с которым исчезла и мечта князя Андрея о славе великого героя.

Изображение пейзажа, огромного бездонного неба, которое видит Болконский, лежа на поле боя, символично. В душе героя происходит душевный перелом. Мы узнаем о том, что происходит в душе князя Андрея, из его внутреннего монолога: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… не так, как мы бежали, кричали и дрались… Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу».

Война, в которую вступили люди, жестокая и не щадящая никого, противопоставляется природе, миролюбивой, спокойной и вечной.

Вместе с этим пониманием приходит разочарование в Наполеоне, которого он до этого почитал. Особенно остро Болконский чувствует неприязнь, когда проезжавший мимо французский император со своей свитой театрально восклицает: «Вот прекрасная смерть!»

Князь Андрей приходит к пониманию того, что его честолюбивые стремления неоправданны. И это понимание — важный этап в духовных исканиях Андрея Болконского.




Анализ эпизода «Андрей Болконский в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях» по роману эпопее Война и мир