Анализ эпизода «Андрей Болконский в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях» по роману эпопее Война и мир
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» изображены два сражения, имеющие основополагающее значение для раскрытия образов героев через «войну» — это Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Оба сражения начинаются подобными друг другу эпизодами. Шенграбенское сражение состоялось после ряда неудачных для русской армии событий и планировалось для того, чтобы задержать французские войска, отдаляя наступление на основные силы армии.
Аустерлицкое сражение произошло после демонстрации некоторой части русского войска австрийскому
Все это говорит о том, что предвидятся огромные человеческие потери.
Андрей Болконский, участвующий в обоих сражениях, во многом переосмысливает все происходящее, меняет свое отношение к войне.
Роль двух сражений в романе заключается в том, чтобы заставить прозреть князя Андрея, уничтожить его мечты о славе.
Князь Андрей отличается честолюбием. Он мечтает о подвиге, который принес бы ему славу, заставил
Он не боится пуль неприятеля, смело объезжая позиции, он один отправляется на батарею Тушина и остается там до тех пор, пока орудия работают. Именно в Шенграбенской битве Болконский стал свидетелем мужества и героизма, проявленного артиллеристами капитана Тушина. Он и сам проявил здесь хладнокровие и бесстрашие, и один высказался на военном совете в защиту капитана.
Однако под Шенграбеном Болконский не стал героем, его Тулон, о котором он так мечтал, был еще далек.
Смерть, окружающая героя, сначала не останавливала его. Целью для него была слава. Однако в ходе сражения мечты Андрея Болконского развеиваются, а в конце — и вовсе разбиваются вдребезги.
По мнению князя Андрея славной победой завершится Аустерлицкое сражение. Именно здесь он сможет проявить себя. В самом деле, Болконский совершает подвиг. Он подхватил знамя павшего на поле боя подпрапорщика и с призывом: «Ребята, вперед!» — повел батальон за собой в атаку.
Князь Андрей падает, получив ранение в голову, Кутузов отправляет его отцу письмо с известием, что сын «пал героем».
Но и теперь Тулон был далек от Болконского, но он был ему уже не нужен. Русская армия потерпела поражение, вместе с которым исчезла и мечта князя Андрея о славе великого героя.
Изображение пейзажа, огромного бездонного неба, которое видит Болконский, лежа на поле боя, символично. В душе героя происходит душевный перелом. Мы узнаем о том, что происходит в душе князя Андрея, из его внутреннего монолога: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… не так, как мы бежали, кричали и дрались… Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу».
Война, в которую вступили люди, жестокая и не щадящая никого, противопоставляется природе, миролюбивой, спокойной и вечной.
Вместе с этим пониманием приходит разочарование в Наполеоне, которого он до этого почитал. Особенно остро Болконский чувствует неприязнь, когда проезжавший мимо французский император со своей свитой театрально восклицает: «Вот прекрасная смерть!»
Князь Андрей приходит к пониманию того, что его честолюбивые стремления неоправданны. И это понимание — важный этап в духовных исканиях Андрея Болконского.
Анализ эпизода «Андрей Болконский в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях» по роману эпопее Война и мир