Анализ эпизода Именины Наташи Ростовой по роману эпопее Война и мир

«Война и мир» — произведение, в основе которого лежит вся человеческая жизнь. В романе представлена модель мироустроения. Неслучайно в IV части романа автор представляет нам символ мира, который приходит к Пьеру Безухову во сне — это глобус-шар, не имеющий размеров, живой, подвижный, колеблющийся.

Поверхность этого шара состоит из капель, которые плотно соединены друг с другом.

Все капли находятся в непрестанном движении, сливаясь и разделяясь. При этом каждая капля, разливаясь, старалась завоевать как можно больше пространства,

иногда капли уничтожали друг друга, а порой сливались в единое целое. Глядя на движение капель, Пьер удивился, как же он не замечал этого раньше.

Само построение романа тоже похоже на движение капель. Соединяясь, они образуют целостную структуру — роман. Читая эпизод за эпизодом, мы движемся к пониманию жизни, ее основ и смысла. С этой позиции мы рассматриваем эпизод именин Наташи Ростовой. По-разному герои относятся к случаю с медведем и квартальным.

Так, у графа Ростова эта ситуация вызывает добродушный смех, у молодежи — любопытство, а Марья Дмитриевна укоризненно журит Пьера за его ребячество, которое

неуместно в его положении.

Сам образ графини Марьи Дмитриевны тоже заслуживает внимания. Она не признавала светских условностей, говорила по-русски, хотя в доме Ростовых французская речь вообще звучит значительно реже, чем в салонах Петербурга. При виде тетушки все почтительно вставали, желая выразить свое уважение графине.

Старшее поколение Ростовых живет в согласии и мире, им свойственно движение души. Младшее поколение — более разнородное, в нем представлены разные характеры.

Автор представляет всех героев: Наташу, Николая, Петю, Соню, Веру, даже ее будущего мужа Берга и друга семьи Бориса. Остановимся сначала на паре Вера — Берг. Вера во всех отношениях хороша: умна, прекрасно училась, имела приятный голос, но вот души за всем этим мы почему-то не видим. Вера отличается от Ростовых, она не вписывается в эмоционально-душевную стихию этого дома.

Она холодна и высокомерна, под стать своему будущему мужу Бергу, который спокойно рассуждает о том, что лучше: пехота или кавалерия, не замечая при этом, как относятся к его размышлениям окружающие.

Вера и Берг не имеют своей жизненной позиции, они даже не хотят иметь детей. В их желании жить для общества скрывается желание жить исключительно для себя. В этом есть некая расчетливость и открытый эгоизм.

Наташа, в день своих именин очень точно выскажется в адрес Веры: «…ты никогда никого не любила». Она даже отметит, что у сестры нет сердца, поэтому она такая равнодушная и никогда не сможет понять и почувствовать душевные порывы.

Наташа, тринадцатилетняя девочка, уже способна видеть душевную пустоту сестры. С образом Наташи в произведение входит мотив «живой жизни». Автор описывает свою героиню правдиво: некрасивая, большим ртом, черноглазая, удивительно живая девочка. Наташа полна чувств и эмоций, она стремится всюду успеть: вот она утешает Соню, вот объясняется в любви Борису, наивно, по-детски неумело, через минуту она уже спорит о сорте мороженого, потом поет романс «Ключ» в дуэте с Николаем, или танцует с Пьером. В центре образа Наташи — любовь, которая является сущностью героини.

Автор соединил в ней наиболее ценные, по его мнению, качества человека: жизнь, любовь и поэзию. Интересны рассуждения Толстого о внутреннем мире Наташи. В разговоре с княжной Марьей Пьер отвечает на вопрос, умна ли Наташа. Он не может ответить на него однозначно.

Но он делает замечание: она «не удостоивает быть умной». А это значит, что героиня не осознает своего предназначения в жизни, не задумывается о ее смысле, она живет лишь движением души. Здесь особенно ярко проявляется противопоставление пары Вера — Берг Наташе. Если Вера говорит, что живет для общества, а оказывается, что ее жизнь посвящена исключительно себе, то Наташа, на первый взгляд, живет для себя, а на самом деле — для общества.

Все, что делает Наташа, определяется не разумом, а требованием ее натуры. Героиня не стремится понять свою роль в жизни, она ее уже четко определила, хотя и не задумывается об этом. Позже, через четыре года Андрей Болконский будет влюблен в нее и скажет, что там, где она присутствует, — счастье, свет и надежда, и уныние и тьма там, где ее нет.

Но сейчас она еще совсем ребенок, ее взгляд полон радости, света, любви к окружающему миру и людям. Она влюблена в Бориса, но иногда этот же взгляд обращается на Пьера, которому от этого взгляда становится радостно и хочется смеяться.

Уже тогда натуральность и естественность, живость Наташи заряжали оптимизмом всех вокруг. В эпизоде именин Наташи мы видим ее тринадцатилетней девочкой, позже мы увидим ее повзрослевшей девушкой, которая восхищается красотой лунной ночи, и в эпилоге мы встретимся с Наташей-матерью, которая будет радостно показывать желтое пятно на пеленке. Наташа не меняется, она остается прежней, такой же живой, естественной, импульсивной.

Она натуральна и нефальшива и поэтому остается лучшим женским образом в русской литературе.




Анализ эпизода Именины Наташи Ростовой по роману эпопее Война и мир