Анализ и сюжет третей части часть трилогии — «Смерть Валленштейна»
Третья часть трилогии, «Смерть Валленштейна», является непосредственным продолжением и завершением предшествующих. Трагедия начинается с того, что в зале для астрологических занятий Валленштейн и его придворный астролог Сени наблюдают за звездами. Небесные знамения сулят Валленштейну благоприятное завершение его замысла.
В то время как Валленштейн занят составлением гороскопа, к нему врываются его нетерпеливые сторонники граф Терцки и фельдмаршал Илло с известием, что посредник в переговорах со шведами, чех Сезина, пойман и выдан
Он отдает себе отчет в том, что совершает измену, но события толкают его неминуемо на этот, по его мнению, единственный путь.
Теперь вступает в действие и контрзаговор в армии, возглавляемый Пикколомини. Испанские полки, находящиеся под его командованием, верны императору. Другим
Полковника Бутлера, одного из вернейших сторонников герцога, он восстанавливает против него тем, что открывает компрометирующую Валленштейна историю с графским титулом, которого добивался Бутлер и в котором ему было отказано по тайному ходатайству Валленштейна. Бутлер до того взбешен этим разоблачением, что решает убить герцога. Фактически теперь, согласно тайному приказу императора, главное командование армией находится в руках генерала Пикколомини, который дает Бутлеру указание взять в (плен Валленштейна при попытке соединения со шведами или убить его.
В это время один полк за другим покидает Валленштейна из-за его измены присяге. Взбунтовались и кирасиры Макса. Макс уходит со своим кирасирским полком из лагеря Валленштейна, но не присоединяется и к армии отца: во главе полка он нападает на сильно укрепленный лагерь шведов и в неравном, но славном бою погибает со всеми своими кирасирами.
Текла, узнав о гибели любимого, ночью тайком оставляет родителей и отправляется на могилу Макса. Она намерена уйти из жизни:
Жизнь без любви не стоит сожаленья. Ее как дар напрасный и пустой бросаю я.
Последние два действия «Смерти Валленштейна» происходят в крепости Эгер. Бургомистр и все население крепости восторженно встречают Валленштейна. И именно это нескрываемое сочувствие населения было одной из причин, заставивших тайного ставленника Октавио, полковника Бутлера, поспешить с убийством герцога.
Недалеко от крепости стояли двенадцать тысяч шведов, которым Валленштейн намеревался утром следующего дня открыть ворота, после чего, по плану Терцки и Илло, объединенная армия должна была двинуться на Вену и разбить войска императора.
Валленштейн огорчен смертью Макса. Жизнь Макса была светлой, открытой, чистой, без единого пятна. Совесть мучает герцога. Конечно, всесильное время залечит и эту рану: но тем не менее — «цветок из жизни вырван у меня, холодной, тусклой предо мною теперь она лежит». Когда герцог идет спать, астроном Сени испуганно предупреждает его, что небесные светила предрекают ему близкую гибель.
Но на этот раз Валленштейн не верит звездам. Откуда может прийти гибель, если он находится среди верных своих полков, население его обожает, а завтра утром здесь будет шведская армия?
Между тем Бутлер приступил к выполнению тайного приказа: Терцки и Илло убиты во время ночного кутежа. Теперь он с убийцами приходит к герцогу. Камердинер Валленштейна убит, двери выломаны. Вдали слышны звуки военной трубы…
Бутлеру кажется, что это идут шведы, а потому надо спешить.
Ворвавшиеся в крепость войска оказались не шведскими, а имперскими во главе с Октавио Пикколомини. Валленштейн уже убит. Октавио считает нужным разыграть комедию, упрекает Бутлера за поспешность и отрекается от всякой причастности к убийству герцога. Заканчивается трилогия появлением гонца от императора, который передает Октавио письмо со словами: «Вам, князю Пикколомиии». Честолюбивые стремления Октавио удовлетворены.
Он, наконец, стал князем, придя к этому через трупы множества людей, среди которых был его собственный сын.
Грандиозная картина большого исторического события, созданная Шиллером в его трилогии, имеет прежде всего значение как яркое художественное воспроизведение прошлого. В драме Шиллера многосторонне отражены реальные силы, действовавшие в обществе. Могучая кисть художника обрисовала конфликт большого общественного значения, представлявший особый интерес для автора и его современников, ибо он был связан с актуальной для Германии эпохи Шиллера проблемой национального единства.
Существовавшая с давних пор Священная Римская империя, возглавляемая австрийскими монархами, покоилась на системе феодальных отношений, которые не могли обеспечить ни действительного единства нации, ни соблюдения интересов демократических слоев общества. Империя, как ее изображает в трилогии Шиллер, во многом аналогична Германии конца XVIII века: она также представляет собой «одну гниющую и разлагающуюся массу».
В этой обстановке кризиса социально-политического строя выступает полководец Валленштейн, который хотел назревшую для страны потребность в создании подлинного государственного единства использовать для достижения своих честолюбивых планов, но путь, избранный им, приводит его к гибели.
Анализ и сюжет третей части часть трилогии — «Смерть Валленштейна»