Анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго»

Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей — ростовщик и его обаятельная дочь — наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и профессией. Творческая удача — изображение народа, тех персонажей, которые ранее были презираемы, но приобрели отныне огромное значение. Скотт — на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение страданий

еврейского народа в Средние века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь — Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия — Айвенго — Ровена. Последняя — бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

«Отверженная, непризнанная любовь Ревекки к рыцарю Айвенго, — писал Белинский, — будучи в отношении к целому роману, как бы эпизодом, тем не менее дает ему целость, как его основная идея, живит и согревает его, как свет солнечный природу». Скотт верен объективным фактам истории,

показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу.

Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его — деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго — сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор; показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт.

Автор сочувствует этим людям. Исаак у Скотта — классовый, а не расовый персонаж.

Он — ростовщик и его — ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака — отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость. Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования.

Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова. В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего стойкость в жизненной борьбе.

Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть — так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает ее в грозную минуту беседы с храмовникам.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными «героями» романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический.

Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае — это — Айвенго, во втором рыцарь храма — Буагильбер. Характерно — и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом.

И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты — психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки — противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями — храмовника Бриана. Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

Сходство рыцаря Айвенго с героями рыцарского романа. Роман Скотта выполняет «научно-популярную» функцию, сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, в нем соединяются рассказы о крестовом походе и кодекс рыцарской чести, в центре романа — любовная интрига. Затем предложим ученикам подумать, почему же роман «Айвенго» не является рыцарским романом. Во-первых, потому, что он написан в XIX веке, а не в эпоху средневековья, во-вторых, в нем нет ничего фантастического или волшебного, зато перед читателем возникает живописная картина исторических событий.

В основу романа положено традиционное для В. Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования влюбленная пара — рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых зависят от хода истории.

Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется, это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он совершает? Романического Ричарда Плантагенета больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку своей твердой рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нем Ревекка, наблюдающая из башни за сражением, говорит: «Он бросается в битву, точно на веселый пир.

Не одна сила мышц управляет его ударами — кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей».




Анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго»