Анализ «Конармия» Бабеля И. Э
«Конармия» представляет собой нерасторжимое художественное единство — цикл рассказов, объединенных образом героя-повествователя Кирилла Васильевича Лютова. Последовательность рассказов строго определена автором и при переизданиях никогда не менялась. Композиция цикла — единое лирико-эпическое повествование о Гражданской войне, в котором соединены романтическая патетика и натуралистическое описание военных будней. Рассказы доступны, но вместе с тем очень сложно построены.
В них намеренно не высказывается авторская позиция,
«Конармия» — одна из самых беспощадных и откровенных книг. Перед читателем предстает жизнь на войне, в которой переплетены воедино правдоискательство и духовная слепота, смешное и трагическое, героизм и жестокость. Боец убивает женщину, которая ездила за солью, потому что она «обманула» казаков: для того чтобы вернуться домой и довезти добычу, она выдала мешок с солью за ребенка: «…а вы, гнусная гражданка, есть
Его видать, того генерала, со всех дорог, и трудящийся имеет свою думку-мечту его порезать, а вас, несчетная гражданка… вас не видать, как блоху, и вы точите, точите, точите…
И я действительно признаю, что выбросил эту гражданку на ходу под откос, но она, как очень грубая, посидела, махнула юбками и пошла своей подлой дорожкой. И, увидев эту невредимую женщину, и несказанную Рассею вокруг нее, и крестьянские поля без колоса, и поруганных девиц, и товарищей, которые много ез-дют на фронт, но мало возвращаются, я захотел спрыгнуть с вагона и себя кончить или ее кончить. Но казаки имели ко мне сожаление и сказали:
— Ударь ее из винта».
Это страшное, рожденное войной соединение в людях переживаний за «Рассею» и поля «без колоса» и вместе с тем — совершенное равнодушие к своей и чужой жизни. Но главное — высшее оправдание убийства: «И, сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».
Конармейцы в изображении Бабеля предстают людьми с противоречивыми характерами, непредсказуемыми, неординарными. В дневнике Бабель отмечал: «Что такое наш казак? Пласты: барахольство, удальство, профессионализм, революционность, звериная жестокость».
Повествователь Лютов становится для бойцов своим лишь тогда, когда жестоко убивает гуся. Окружающие принимают Лютова после этого в свое сообщество, но ему это дается нелегко: «…сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло». Для Лютова, так же как для автора, среда конармейцев — среда чужая, непривычная.
В центре «Конармии» — проблема человека в революции, человека, вступившего в борьбу за новое, справедливое устройство общества. Стремлением понять гуманистическое содержание революции проникнуты многие страницы «Конармии». Жестокость некоторых нарисованных Бабелем сцен, натуралистичность картин быта красноармейцев вызваны необходимостью показать достоверность того, что происходило ежедневно. Писателя упрекали в цинизме, гак как описание страшных сцен у него исполнено на первый взгляд философского спокойствия: «Старик взвизгивал и вырвался. Тогда Кудря из пулеметной команды взял его голову и спрятал ее у себя под мышкой.
Еврей затих и расставил ноги. Кудря правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись» , Герои Бабеля поступают жестоко, потому что этого требует логика времени.
Повествователь, странный и смешной для бойцов очкарик Лютов, превращается в солдата. Но душа его все равно не принимает войну, ради каких бы светлых идеалов она ни велась. В новелле «Эскадронный Трунов» герой не дает убивать пленных поляков, но не может он убивать и в бою. Акинфиев, бывший повозочный Ревтрибунала, обвиняет рассказчика: «…виноватить я желаю тех, кто в драке путается, а патронов в наган не загаживает…» То, что не дано понять Акинфиеву, понятно читателю: Лютов не может убить человека, хотя сам может погибнуть в любую минуту.
В трусости его никто не упрекнет, но и эго раздражает бойцов: раздражает именно непонимание, почему он так поступает.
Первыми убийцами в книге оказываются враги — поляки. Но дальше все смешивается, превращается в кровавую кашу. В «Конармии» нет ни одной естественной кончины, Зато множество расстрелянных, зарезанных, замученных.
В 34 новеллах крупным планом даны 12 смертей; о других, массовых, упоминается мимоходом: «Прищепа ходил от одного соседа к другому, кровавая печать его подошв тянулась за ним следом»; «Он поджигал деревни и расстреливал польских старост за укрывательство».
«Конармия» — одно из произведений, показывающих революцию как стихию, хаос, порыв. Этому соответствует «мозаичный» принцип изображения: последовательность эпизодов в рассказах чаще всего непредсказуема. Восприятие автором Гражданской войны было противоречиво, так как он видел и величие ее, и невероятную жестокость.
Во многом эта книга была попыткой интеллигента найти себя в революции.
Литературная критика всех направлений встретила «Конармию» восторженно. В. Полонский писал: «В советской литературе Бабель занял выдающееся положение. Само существование «Конармии» является одним из факторов, определяющих развитие литературного искусства». «Конармия» действительно стала событием в литературе. Однако командарм Буденный выступил в печати с обвинениями в адрес писателя, заявив, что книга — «клевета» на его бойцов.
Буденный выдвигал серьезные по тем временам обвинения, упрекая Бабеля в дегероизации истории. На защиту «Конармии» встал М. Горький: «Читатель внимательный, я не нахожу в книге Бабеля ничего карикатурно-пасквильного; наоборот, его книга возбудила у меня к бойцам Конармии и любовь, и уважение, показав мне их действительно героями…»
В 1939 году Бабель был арестован и расстрелян как «агент французской и австрийской разведок». При аресте у него были изъяты рукописи, которые не найдены до сих пор.
Анализ «Конармия» Бабеля И. Э