Анализ образа Петербурга по роману Преступление и наказание
Одним из наиболее значительных образов в романе «Преступление и наказание» является образ Петербурга. В первую очередь, это место действия, где разворачиваются события, описанные в произведении. Кроме того, образ столицы имеет и некую философскую перспективу.
Рассуждая о причинах различных пороков в обществе, критик Разумихин говорит о Петербурге именно как о «среде». Т. е. в романе затрагивается вопрос о значительном влиянии «среды» на поведение человека, в конкретном случае о пагубном влиянии Петербурга на психику Раскольникова
В своем романе Достоевский создает вполне конкретный образ Петербурга в определенный временной период.
Он изображает город с топографической точностью, упоминает реальные места и достопримечательности. Это создает особый эффект сопричастности читателя происходящему, добавляет ощущения реальности. Даже невыносимая жара является исторически точной деталью: современники отмечали необычайно жаркое лето в Петербурге 1865 года.
Но, в то же самое время, автору удается создать в произведении странную атмосферу полуяви. Постоянно следуя за главным героем, читатель утрачивает
Они отчаянно мечутся по городу, но не могут спастись от жары, которая стала частью общей атмосферы происходящего. Далее следует описание каморки, в которой жил Раскольников, после чего в романе возникает мотив тесноты и стесненности. Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, сравнивает эту комнатушку с гробом, и это совсем неудивительно.
Семья Мармеладовых живет не в лучших условиях, чем Раскольников, эти герои являются самыми «униженными и оскорбленными» в романе. Лизавета и вовсе не имеет собственного угла, поскольку живет с сестрой. Теснота в романе из явления чисто материального переходит в явление духовное: герои чувствуют себя дискомфортно, стесненно в моральном плане.
Анализ образа Петербурга по роману Преступление и наказание