Анализ отношения к колхозу среди человеческих масс
Бывший богатей Островнов на людях ничем не выражает своего неприятия новой власти, но в тайной беседе с Половцевым дает волю классовой ненависти. На протяжении почти всего романа Островнов выступает под маской «культурного хозяина», а его вредоносная деятельность так ловко законспирирована, что не вызывает подозрений.
Шолохов раскрывает всю сложность отношения середняков — основной массы казачества — к колхозу. В сознании одних не укладывается даже понятие совместной работы. Кто-то хочет выждать, поглядеть со стороны, какие
Раздумья Кондрата Майданникова о «подлюке-жалости» к частной собственности, о коллективизации помогают казаку выработать в этом вопросе свою позицию. Открыв записную книжечку, зачитывает он хуторянам, не торопясь, всю «экономику» своего несложного середняцкого хозяйства.
Трудно создавался колхоз, непросто было людям учиться работать сообща, переживать вместе заботы и неудачи. Подстрекаемые Островновым, ловко замаскировавшимся под рачительного завхоза, казаки начинают резать скот, отказываются ссыпать зерно на семенной фонд.
Однако новое постепенно берет верх, и уже никто и ничто не сможет застопорить этот ход. Тем лютее ненависть и звериная злоба врагов: Половцева, Островнова, Лятьевского. Шолохов психологически тонко очерчивает фигуры этих персонажей, выявляя внутренние причины их поступков. Так, например, осторожный и хитрый, как матерый волк, Половцев уже при первом знакомстве обрисован достаточно выразительно. В дальнейшем эта характеристика дополняется еще одним штрихом.
Ненависть бывшего есаула безгранична, однако Половцев ненавидит не только коммунистов. В хуторе Войсковом после разъяснения политики партии в печати казаки отказались выступать против Советской власти. Это уже было крушением надежд белогвардейца, и он кричит на казаков.
Финал первой книги завершается лаконичным высказыванием Лятьевского, в котором выражена вся безнадежность и бесперспективность акций таких, как Половцев. Они не просто солдаты революции, они — ваятели человеческих душ, борцы за счастье. Эти три коммуниста, три беспредельно преданных идеям социализма человека очень не похожи между собой.
Анализ отношения к колхозу среди человеческих масс