Анализ поэм Маяковского В. В. «Про это» «Во весь голос» «Хорошо» «Разговор с фининспектором о поэзии»

Поэма «Про это» , напечатанная в первом номере журнала «Леф», содержавшем декларацию группы, подавалась как образец «литературы факта» (первое отдельное издание поэмы было проиллюстрировано фотомонтажами

А. Родченко с использованием фотографий В. Маяковского и Л. Брик). В действительности поэма была тесно связана с творчеством Маяковского футуристического периода не только сюжетно, но и по своей образности. В ней используются разные стилистические пласты, мотив двойничества,

Противоречивость художественного мира в

послереволюционной поэзии Маяковского можно проследить на примере его поэм «Владимир Ильич Ленин» , «Хорошо!» , «Во весь голос» . Например, поэма «Хорошо!» состоит из двух самостоятельных сюжетов: сценария для «синтетического» представления под названием «25 октября 1917» и лирической исповеди современника. Связь между этими сюжетами осталась скорее внешней, чем внутренней, органического единства не получилось, несмотря на все усилия автора.

Еще в 1926 году в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский попытался объяснить человеку непосвященному трудности и суть поэтического

творчества:

Поэзия —

Та же добыча радия.

В грамм добыча,

В год труды.

Изводишь

Единого слова ради

Тысячи тонн

Словесной руды.

В этом стихотворении Маяковский говорит о неразрывной связи поэта с народом.

…я

Народа водитель

И одновременно

Народный слуга?

А в 1929 году Маяковский приступил к созданию поэмы «Во весь голос», которая задумывалась как творческий манифест. В первом вступлении в поэму он сформулировал приоритеты своей поэзии:

И все

Поверх зубов вооруженные войска,

Что двадцать лет в победах

Пролетали,

До самого

Последнего листка

Я отдаю тебе,

Планеты пролетарий.

В поэме прозвучало то, что составляло трагедию всей послеоктябрьской поэзии Маяковского:

И мне

Агитпроп

В зубах навяз,

И мне бы

Строчить

Романсы на вас —

Доходней оно

И прелестней.

Но я

Себя

Смирял,

Становясь

На горло

Собственной песне.

Насилие над собственной творческой личностью ставилось в заслугу поэту — «горлану-главарю».

Вторая часть поэмы не была окончена. В сохранившихся фрагментах перед читателем предстает совсем другой Маяковский. Это лирик, обращающийся к любимой женщине. Но и здесь заявлено кредо поэта:

…пускай седины обнаруживает стрижка и бритье

Пусть серебро годов вызванивает

Уймою

Надеюсь верую вовеки не придет

Ко мне позорное благоразумие

Главным для всей поэзии Маяковского остается одно: готовность к жертве, к полной самоотдаче. Однако по-прежнему его чувства никем не востребованы, его порыв остается без ответа.




Анализ поэм Маяковского В. В. «Про это» «Во весь голос» «Хорошо» «Разговор с фининспектором о поэзии»