Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершинное произ­ведение творчества Н. А. Некрасова. Он долго вынашивал за­мысел этого произведения, четырнадцать лет работал над тек­стом поэмы. В критике принято определять жанровую принадлежность произведения как поэма-эпопея. Произведение это не закончено, однако, несмотря на сюжетную незавершенность, в ней воплощено глубокое со­циальное значение.

Поэма состоит из четырех глав, объединенных сюжетом о том, как мужики поспорили: кто на Руси счастлив. Среди воз­можных вариантов поиска счастливых

были такие: помещик, чиновник, пои, купец, боярин, министр и сам царь. Однако от встречи с некоторыми категориями «счастливцев» мужики от­казались, так как на самом деле их интересовал вопрос о народном счастье.

Расположение последних трех частей тоже в распоряжениях автора осталось не до конца проясненным.

Сюжет поэмы выдержан в форме путешествия. Подобное построение помогает включать различные картины. Уже в Прологе звучит тонкая ирония писателя по поводу российской действительности, выраженная в «говорящих» названиях де­ревень.

В поэме сильны разговорные интонации. Текст ее напол­нен диалогами,

риторическими вопросами и восклицаниями, анафорическими повторами, повторами внутри строк. Представленные в поэме небольшие пейзажные за­рисовки тоже выполнены как стилизации под фольклор: «Уж ночь давно сошла, Зажглися звезды частые В высоких небе­сах. Всплыл месяц, тени черные Дорогу перерезали Ретивым ходокам».

Многочисленные инверсии, постоянные эпитеты, олицетворения, упоминание образов из русских народных ска­зок и да­же загадки ) — все эти художественные детали также придают поэме фольклорную окрашенность.

Н. А. Некрасову нужен данный художественный эффект для того, чтобы подчеркнуть, что главным героем произведе­ния является народ. Не случайно в романе так много русских народных имен.

Мечты мужиков о счастье просты, требования к радостям жизни реальны и обыкновенны: хлеб, водочка, огурчики, квас да горячий чай.

В поисках счастья мужики обращаются к птичке: «Ой ты, пичуга малая! Отдай свои нам крылышки. Все царство обле­тим, Посмотрим, поразведаем, Попросим — и дознаемся: Ко­му живется счастливо, Вольготно на Руси?». В этом тоже про­является следование народнопоэтической традиции. В древности способность птиц летать, переноситься на большое расстояние расценивалась как наличие у них сверхъестествен­ных сил, особая близость к Богу.

В связи с этим просьба му­жиков к птице одолжить крылышки подчеркивает символиче­ский план восприятия темы: справедливо ли устроено царство. Традиции народной сказки воплощает в поэме образ скатерти самобранной: «Эй, скатерть самобраная! Попотчуй мужиков!

— По вашему хотению, По вашему велению, Все явится тот­час». Образ дороги в поэме подчеркивает необъятные просто­ры России, что еще раз подчеркивает необъятные просторы России, что еще раз свидетельствует о важности поднимаемо­го автором вопроса: как живут жители огромной, наделенной природными богатствами страны?

Еще одним жанром русского фольклора, к которому Н. А. Некрасов обращается в поэме, является заговор: «Ты, вижу птица мудрая, Уважь — одежу старую На нас заворо­жи!» Таким образом, произведение подчеркивает еще и ду­ховный потенциал народа, причудливое переплетение христи­анского и языческого начал в его миропонимании. Сказочная форма помогает автору несколько завуалировать остроту по­нимаемых им социальных проблем. По мнению Н. А. Некрасо­ва, вопросы спорные должны решаться «по разуму, по-божески».

Рисуя перед читателем галерею социальных типов, Н. А. Некрасов начинает с попа. Это закономерно, ведь служитель церкви должен, по логике вещей, лучше всех понимать идею божественного мироустройства и социальной справедливости. Не случайно мужики просят отвечать попа «по со­вести, по разуму», «по-божески».

Оказывается, поп просто несет свой крест по жизни и сча­стливым себя не считает: «Дороги наши трудные, Приход у нас большой. Болящий, умирающий, Рождающийся в мир Не избирают времени: В жнитво и в сенокос, В глухую ночь осеннюю. Зимой, в морозы лютые, И в половодье вешнее Иди

— куда зовут!» Попу доводилось видеть и слышать всякое, поддерживать людей в самые трудные моменты жизни: «Нет сердца, выносящего Без некоего трепета Предсмертное хрипе­ние, Надгробное рыдание, сиротскую печаль». Рассказ попа поднимает проблему счастья с социального уровня воспри­ятия до философского. Покой и почет попу и не снятся.

А бы­лое богатство приходов с началом распадения дворянских гнезд утрачивается. Поп не видит и духовной отдачи от своей миссии, а в других — одни раскольники). Из его рассказа мы узнаем о скудности крестьянской жизни: «Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщи­ны печальницы.

Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные, Господь, прибавь им сил! С таких тру­дов копейками Живиться тяжело!»

Однако у крестьянина иной взгляд на поповское житье: один из мужиков знает об этом хорошо: «три года он жил у попа в работниках и знает, что у того каша — с маслицем, пи­рог — с начинкою.




Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»