В конце 40-х годов на страницах журнала «Современник» были опубликованы два замечательных произведения Герцена, проникнутых тем же могуществом мысли, что и его роман «Кто виноват?». В основу повести «Сорока-воровка» был положен действительный случай, сообщенный писателю великим русским актером М. С. Щепкиным. Рассказ о трагической судьбе талантливой крепостной актрисы стал обобщением большой художественной силы.
В споре со славянофильскими и западническими взглядами относительно роли и положения русской женщины Герцен выражал демократическую уверенность в творческих силах народа.
В характере крепостной крестьянки Герцен, как и другие участники «натуральной школы» и прежде всего Некрасов, подчеркивает возможность самостоятельного умственного развития, незаурядные способности к художественному творчеству, что совершенно несовместимо с ее рабским положением. Повесть, сочетающая публицистическое и художественное начала, представляет своеобразный «рассказ в рассказе». Такая композиция позволяла включить конкретный жизненный случай в общий контекст идейных споров 40-х годов о народе, положении женщины, судьбах русского искусства, в конечном счете — о крепостничестве, губящем все лучшее, светлое и талантливое в русском народе.
Повесть «Доктор Крупов» , по форме являющаяся отрывками из автобиографических записок врача-материалиста, является блестящим сатирическим памфлетом, направленным не только против самодержавно-крепостнического строя России, но и против буржуазных отношений в Западной Европе, вообще против всей истории эксплуататорского общества. Наблюдения над отдельными людьми постепенно приводят доктора Крупова к выводу о повальном безумии всего человечества. Элементы гротеска усиливали мысль автора, придавая ей характер сатирически заостренного, но реалистического в основе своей повествования.
В дальнейшем развитии русской литературы подобные приемы сатирической типизации были использованы Салтыковым-Щедриным.
Дайджест:
- Сюжеты повестей «Сорока-Воровка» и «Доктор Крупов»В конце 40-х годов па страницах журнала «Современник» были опубликованы два замечательных произведения Герцена, проникнутых тем же могуществом мысли, что и его роман «Кто виноват?». В основу повести «Сорока-воровка» был положен действительный случай, сообщенный писателю великим русским актером М. С. Щепкиным. Рассказ о трагической судьбе талантливой крепостной актрисы стал обобщением большой художественной силы. В споре ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романа Герцена «Кто виноват?», проблематика повестей «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка»Писатель работал над романом «Кто виноват» шесть лет. Первая часть произведения появилась в «Отечественных записках» в 1845-1846 годах, а обе части романа вышли отдельным изданием как приложение к «Современнику» в 1847 году. В своем романе Герцен затронул много важных вопросов: проблему семьи и брака, положение женщин в обществе, проблему воспитания, жизнь русской интеллигенции. Он решает ... Читать далее...
- Краткое содержание «Сорока-воровка» ГерценаГерцен Александр Иванович Произведение «Сорока-воровка» Повесть Сорока — воровка — лишь малая часть огромного и разностороннего творческого наследия Александра Ивановича Герцена. Главная героиня повести — актриса провинциального крепостного театра. Повесть начинается с беседы нескольких молодых людей. Тема беседы — театр и отсутствие в русской среде талантливых актрис. Кто-то объясняет это привязанность женщин к домашнему очагу, ... Читать далее...
- Краткое содержание повести Герцена «Сорока-воровка»Трое разговаривают о театре: «славянин», остриженный в кружок, «европеец», «вовсе не стриженный», и стоящий вне партий молодой человек, остриженный под гребенку, который и предлагает тему для обсуждения: почему в России нет хороших актрис. Что актрис хороших нет, согласны все, но каждый объясняет это согласно своей доктрине: славянин говорит о патриархальной скромности русской женщины, европеец — ... Читать далее...
- Краткое содержание «Доктор Крупов» ГерценаГерцен Александр Иванович Произведение «Доктор Крупов» Яркое сатирическое произведение. Старый врач-материалист Крупов из многолетнего опыта своей лечебной практики, из общих наблюдений над жизнью людей делает заключение, что человечество больно безумием и его история — «автобиография сумасшедшего». По мысли Герцена, истоки «повального безумия» лежат в социальном строе, в общественном неравенстве людей. «Поврежденным» выглядит весь строй жизни, ... Читать далее...
- Краткое изложение Сорока-воровкаА. И. Герцен Сорока-воровка Трое разговаривают о театре: «славянин», остриженный в кружок, «европеец», «вовсе не стриженный», и стоящий вне партий молодой человек, остриженный под гребенку, который и предлагает тему для обсуждения: почему в России нет хороших актрис. Что актрис хороших нет, согласны все, но каждый объясняет это согласно своей доктрине: славянин говорит о патриархальной скромности ... Читать далее...
- «Записки одного молодого человека» А. И. ГерценаОдновременно с «Героем нашего времени» появляется другое произведение, в котором была сделана попытка обрисовать духовный мир и вскрыть социальный генезис молодого человека той же эпохи Это была повесть А. И. Герцена «Записки одного молодого человека» , напечатанная в том же журнале, в котором появились главы из романа М. Ю. Лермонтова. По художественному значению повесть Герцена, ... Читать далее...
- История создания, тема и идея «Былого и дум» А. И. Герцена«Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить». Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла «Былого и дум». За какиенибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как «духовная драма» Герцена. Тогда же из ... Читать далее...
- История создания произведения Герцена «Былое и думы»«Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить». Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла «Былого и дум». За какие-нибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как «духовная драма» Герцена. Тогда же из ... Читать далее...
- По циклу произведений Герцена «Былое и думы»В художественных произведениях, созданных в период эмиграции, Герцен вновь обращается к размышлениям о судьбах человечества, о противоречиях буржуазного общества и др. Наибольшее же внимание Герцен уделял созданию самого большого по объему и самого значительного по содержанию своего произведения — мемуаров «Былое и думы». Его мемуары подняты до уровня большого искусства. Мощное воздействие, которое оказывает «Былое ... Читать далее...
- Начало творческого пути Александра Ивановича ГерценаНесколько ужасных случаев произошло в их доме на глазах у Герцена. Они навсегда остались в его памяти. Случай первый — с поваром Льва Алексеевича Яковлева. Человек необычайно трудолюбивый и талантливый, он всем угодил хозяину — и тот даже исхлопотал, как великую милость, чтобы его допустили на царскую кухню. «Поучившись там,- вспоминал Герцен,- он определился в ... Читать далее...
- По роману Герцена «Кто виноват?»Композиция романа «Кто виноват?» очень оригинальна. Только первая глава первой части имеет собственно романтическую форму экспозиции и завязки действия — «Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту». Далее следуют: «Биография их превосходительств» и «Биография Дмитрия Яковлевича Круциферского». Глава «Житье-бытье» является главой из правильной формы повествования, но за ней следует «Биография Владимира Бельтова». Герцен хотел составить ... Читать далее...
- Уход в революционное движение ГерценаСнова перед Герценом встает вопрос о вариантности в жизни отдельных людей и в истории народов. Разными путями могла бы пойти жизнь Матвея. Сложись обстоятельства иным образом — и другая участь ожидала бы его. Однако случайность не отменяет закономерности. Ведь любые случаи выпадают в соответствии с вероятностью. А для массы русских крепостных Матвеев наиболее вероятны, с ... Читать далее...
- Либерально-просветительская тенденция мировоззрения ГерценаЕще в конце 1830-х годов, вернувшись из ссылки и сблизившись с Белинским, Герцен раньше его понял, что «философия Гегеля алгебра революции», что она «не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий,, переживших себя». Герцен и Белинский в своих столкновениях и спорах вместе проходили тогда трудный и сложный путь преодоления объективного идеализма, дававшего ... Читать далее...
- Размышление Герцена в области типологии «героев времени»Герцен в общем «принял» тех новых людей, которых изобразил Чернышевский в «Что делать?». Он их видел и в Лондоне. «Русские молодые люди,- писал он,- приезжавшие после 1862, почти все были из «Что делать?» с прибавлением нескольких базаровских черт». Он знал, что этим «молодым штурманам будущей бури» принадлежит руководящая роль на новом этапе революционной борьбы, из ... Читать далее...
- Общественная деятельность, мировоззрение Герцена. Начало литературного трудаВыдающимся событием в жизни Александра Ивановича Герцена, определившим всю его деятельность, явилось восстание декабристов. По признанию самого Герцена, гром пушек, раздавшийся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, казнь Пестеля и его товарищей «окончательно разбудили ребяческий сон» его души. Декабристы на всю жизнь стали для него героями-патриотами, вышедшими «сознательно на явную гибель, «чтобы ... Читать далее...
- «Былое и думы» ГерценаКрупнейшим художественным произведением зарубежного периода Герцена были «Былое и думы» лучшее, что создал он как писатель. Этот «вечерний труд» создавался в то время, когда «чужой мир», «чужое племя» окружали Герцена и ему хотелось мысленным взором охватить пережитое, подвести итоги, рассказать о своем времени и своей жизни, до конца отданной борьбе с самодержавием и крепостничеством. И ... Читать далее...
- Юность Александра Ивановича ГерценаС полным правом можно сказать, что в «Былом и думах» он исследует свои воспоминания и стремится не только ярко передать их — он их проверяет, насколько они точны. Он выясняет, насколько они соответствуют детской психологии. Оказывается, не так проста духовная жизнь ребенка! Разбираясь впоследствии в своих воспоминаниях, Герцен убедился сам и убедил читателя «Былого и ... Читать далее...
- Революция во Франции и книга Герцена «С того берега»Наступили июньские дни. «А торжественно начались они,- писал Герцен в книге «С того берега» . — Двадцать третьего числа, часа в четыре перед обедом, шел я берегом Сены… лавки запирались, колонны Национальной гвардии с зловещими лицами шли по разным направлениям, небо было покрыто тучами, шел дождик… сильная молния сверкнула из-за тучи, удары грома следовали друг ... Читать далее...
- Начало литературной деятельности ГерценаЕго ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с «бесчувственной толпой» и «низкой действительностью». В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена непродолжительным. Он вспоминал впоследствии: «Реальная натура моя ... Читать далее...
- Анализ цикла повестей ВоронковойШкольное сочинение по циклу повестей цикл повестей «Солнечный денек», «Гуси-лебеди», «Федя и Данилка», «Волшебный берег» . В стиле писательницы, в выборе эпитетов, сравнений, метафор ощущается тот особый, светлый колорит, которым окрашено для нее детство. В описании одного-единственного «солнечного денька» из жизни шестилетней Тани преобладают яркие, светлые, чистые тона. Автор любовно повторяет и варьирует их: «Таня ... Читать далее...
- О войне на примере повестей зарубежных авторовСейчас во многих странах, в том числе в России, поднялась новая волна углубленного интереса ко второй мировой войне и к периоду послевоенных лет. Книги «второй волны» военной темы отмечены, как правило, повышенным вниманием к нравственным и философско-нравственным вопросам. Их отличает также более откровенное, бесстрашное и более детализированное изображение тех трудных дней. Временная дистанция как бы ... Читать далее...
- Анализ произведения Доктор Живаго, ПастернакАнализ произведения Доктор Живаго Роман «Доктор Живаго» был написан Б. Л. Пастернаком в послевоенные годы. Писатель потратил десять лет на его создание, начиная с 1945 года. Критики его сразу же причисли к разряду философских, хотя в нем, несомненно, есть и историческая ценность. В ней упоминаются такие события, как Первая мировая война, революция начала XX века, ... Читать далее...
- Позавидовала сорока попугаюКаждый раз, проходя по проспекту мимо старинного особняка, который расположился на отшибе. Наше внимание привлекает большая клетка с попугаем в лоджии второго этажа. Наверное, эту клетку было сделано за специальным заказом. Ее тонкие прутики блестели на солнце, самая клетка напоминала терем для жар-птицы. Казалось, клетка самая излучала свет. Попугаю здесь было привольно. Он то сидел ... Читать далее...
- Новаторство повестей ТолстогоТолстой начал свой путь как бесстрашный художник, по убоявшийся показать читателю всю сложность и противоречивость его души, его внутреннего мира, и он очень последовательно пришел затем к бесстрашию человека и гражданина, сказавшего людям о лжи той жизни, которой они живут, сказавшего правителям этой жизни о беззаконности и преступности их власти. Начало толстовского пути и в ... Читать далее...
- Чистоплотная сорокаЯ люблю наблюдать за животными. Они очень смешные, и порой можно увидеть забавные сюжеты. Из окна на кухне хорошо виден двор и большая лужа, оставшаяся после дождя. Я люблю стоять у окна и смотреть на то, что творится во дворе. Однажды я заметила на ветке дерева красавицу сороку. Птица, не переставая, чистила себе перышки и ... Читать далее...
- Сюжет, герои, проблематика Повестей белкина А. С. ПушкинаСочинения по литературе: Сюжет, герои, проблематика Повестей белкина А. С. Пушкина В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача ... Читать далее...
- Краткое изложение первых литературных трудов Герцена12 мая 1833 года он закончил кандидатское сочинение «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника», а «пусти менее месяца сдал выпускные экзамены, получил медаль и со степенью кандидата вышел из университета. 1 июля 1833 года совет Московского университета утвердил диплом об окончании Герценом образования. Однако сам Герцем тик не считал: его образование продолжалось по той «методе», которую ... Читать далее...
- Замысел «Книги повестей для юношества» ЖуковскогоСамо стремление обоих поэтов воздействовать с помощью эпоса на дух современного общества связано с созданием нравственно-политических проповедей. Поэтому перевод «Одиссеи» был для Жуковского не только стремлением познакомить русских читателей с гомеровским эпосом или опытом воссоздания мира далекой древности. В истории Одиссея Жуковский выразил свои мысли о совершенстве человеческих отношений, о мудром законодательстве, идеальном правлении, показал ... Читать далее...
- Угостила яблочком сорока. Произведение — рассказ о случае из жизниГоворят, когда-то наша школа имела роскошный фруктовый сад. В нем росли и вишни, и абрикосы, но преобладали яблони. Постепенно сад одичал, за ним прекратили ухаживать, некоторые деревья вырубили. Каким-то чудом уцелела старая яблоня — высокое дерево, с роскошной густой кроной. Весной она пышно цветет бело-розовым цветом, разливая нежный аромат, привлекая пчелок. Когда опадают лепестки, земля ... Читать далее...
Анализ повестей Герцена «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов»