Анализ повести М. Горького «Детство»

1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжелая трудовая жизнь рабочего класса, а еще через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии — «Мои университеты».

2) Особенности жанра. Произведение М. Горького

«Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая свое детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алеши. Рассказ в повести ведется от первого лица, от имени главного участника событий.

Это дает возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алеша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке — это ее бескорыстная любовь к

миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя — не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М. Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — до и по сей день жннс: простой русский человек».

События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алеша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)’ небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алеши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом?

Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

— Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? ,

— Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году?

— Что такое внутренний монолог? Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» — Алеши Пешкова?

3) Характеристика героев повести.

— Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных?

— Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алеши?

— Кто является главой дома в семье Кашириных?

— Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков?

— Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных?

— К кому в доме тянется приехавший Алешка?

Образ Алеши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж — Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

— С кем главный герой — Алешка — едет на пароходе?

— Что в облике бабушки особенно нравится Алешке?

— Как мать ведет себя на пароходе?

— Какое первое впечатление произвел дед на Алешку?

— Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить?

— Почему Алеша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тетка Наталья?

— Как ведет себя Алеша в момент дедова наказания?

— Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алешу часто будут пороть?

— Как ведет себя главный герой во время пожара?

— Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алешу?

— В какой главе звучит уже голос не маленького человека, а серьезного писателя, переосмысливающего многие явления жизни?

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда.

Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть.

Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям — основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли.

Ведь у меня восемнадцать было рожено… да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя». Став практически нищими, Алеша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука.

Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

— Какую роль в доме играет бабушка?

— Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»?

Образ деда.

— Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алеше злым, жестоким и в то же время нестрашным?

— Кто повлиял на формирование характера деда?

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ повести М. Горького «Детство»