Анализ проблемы нравственного выбора по произведению Матренин двор

Дом — звучное слово. Оно близко каждому человеку. Это слово многозначное.

Своими корнями оно уходит в далекое прошлое и остается нравственной опорой сегодняшней жизни.

Каждый человек должен иметь свой дом, то есть место, где ему хорошо, спокойно. Такое место, пристанище уставшей души, ищет для себя герой рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор».

Это произведение автобиографичное. Писатель возвращается из лагеря для заключенных. Он хочет найти место для восстановления своих сил, морального успокоения.

Находит он его во

Владимирской области в деревне Мильцево у местной жительницы Матрены Васильевны Захаровой. В этом селе он будет работать учителем.

Выбор дома Матрены не случаен. Среди других предложенных «дворов» он выбирает именно этот, потому что его хозяйка простая, бесхитростная.

Дом был старый, но построен добротно на большую семью, а жила в нем одинокая женщина. Вся изба была уставлена горшками и кадками с фикусами. Фикусы — это комнатные цветы, которые несут положительную энергетику.

Матрена ими дорожила, когда случился пожар в доме, она в первую очередь кинулась спасать фикусы. Они заполняли одиночество хозяйки

«безмолвной, но живой толпой».

Матрена живет в «запущи». Стены избы оклеены обоями, которые отошли от стен, образовав прогалы, в которых жили мыши, тараканы. Кроме них в избе жила колченогая кошка, которую Матрена приютила из жалости.

За перегородкой находилась убогая тряпичная кровать. Вот это и все «богатство» Матрены Васильевны.

Учитель физики, Игнатьич, как называла его Матрена, поселился в темноватом углу избы. Там ему было хорошо, самое главное, его никто не тревожил. Правда, за обоями постоянно шуршали мыши и тараканы, но с этим шуршаньем он свыкся, потому что в этом ничего не было злого, не было лжи.

Матрена была деликатная, никогда не о чем не спрашивала «не лезла в душу».

Отличалась хозяйка избы и своей доброжелательностью. Она старалась накормить постояльца, но еда не всегда была посолена, пригорала. Конечно, не в еде смысл повседневного существования.

Дороже улыбка Матрены, добрая, просветленная.

В избе была русская печь, по мнению автора, это великое изобретение человечества появилось еще в каменном веке. Весь день на хранила тепло, теплым был корм и пойло для скота, теплая пища и вода для человека. И спать на печке было тепло.

С Матреной жилось уютно, хотя бедность смотрела из всех углов. Женщина всю жизнь усердно работала, но ничего не нажила. Да она к этому и не стремилась. Работала за трудодни или за палочки.

Труд был тяжелый, как она говорила, «все мешки были мои», поэтому от работы надорвана спина, которая «не заживает». Как и все русские женщины, она «коня на скаку остановит». Однажды взбешенного коня взяла под уздцы и остановила, а мужчины побоялись. Верила в приметы, была немного суеверна.

Боялась пожары, молнии, пуще поезда.

Жизнь ее была тяжелая, одинокая, безгрешная жизнь праведницы. Помогала соседям, родственникам, никому не могла отказать. Деньги не брала, за это же ее и осуждали.

У нее было свое рассуждение о политике, науке, искусстве, ей нравились романсы Глинки.

Игнатьич и Матрена привыкли друг к другу и жили запросто. Из разговора с Матреной постоялец узнает о нелегкой судьбе женщины. Матрена чувствовала свою вину перед Фаддеем, которого не дождалась с войны и вышла замуж за его брата Ефима. Но вины-то ее, конечно, не было, так же как и грехов «грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки», которая давила мышей.

Дети у Матрены умирали. Шли годы, «как плыла вода». Муж с войны не вернулся.

Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустая изба — и старела в нее Матрена.

Матрена Васильевна взяла на воспитание Киру, младшую дочь Фаддея, воспитывала ее десять лет. Матрена завещала отдать отдельный сруб горницы Кире. Это и наслужило трагической гибели Матрены.

Фаддей, алчный человек, решил срочно перевести горницу в поселок к Кире, чтобы удержать участок земли под строение. Матрена всегда угождала всем и не могла отказать в данной ситуации. Не жалела она никогда ни труда, ни добра для других. В перевозке горницы она принимала непосредственное участие. Спасая эти бревна на переезде, она погибла, так как в это время проходил железнодорожный состав.

Погибает Матрена со своей горницей, с частью своего дома и разрушается ее дом.

Игнатьич, узнав о смерти Матрены, почувствовал, что потерял самого дорого родного человека.

Для писателя Матрена — праведница, нравственный идеал человека. На таких людях должна основываться жизнь общества «не стоит село без праведника». Благодаря Матрене, ее дому, автор сумел обрести место для восстановления своих сил после долгих лет лагерей и бездолия.




Анализ проблемы нравственного выбора по произведению Матренин двор