Анализ произведения «ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ»

«ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ»; В годы блокады Ленинграда Анна Андреевна Ахматова «несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи — убежища в саду… Фонтанного дома, под кленом, воспетым ей в «Поэме без ге­роя»;, которая писалась четверть века, с 1940 по 1965 год.

В течение этих лет поэтесса не только дарила друзьям новые списки, называя так авторизованные машинописные копии, но вносила изменения и поправки в экземпляры, ранее переданные близким друзьям. В поэме множество

литературных и культурологических реми­нисценций, богатый образный ряд. Размышляя над трагическими событиями двадцатого века, поэтесса дает первой части своего про­изведения «Поэме без героя»; подзаголовок «Петербургская повесть»;, напоминающий пушкинскую поэму «Медный всадник»;.

И здесь пе­тербургская тема решается через скрытые и явные отсылки к А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, Ф. М. Достоевскому. Город «достоевский и бесноватый»;, «траурный»; и «заклятый»;, реальный и фантастиче­ский представлен поэтом в преддверии вселенской гибели, надви­гающейся катастрофы, когда «как пред казнью бил барабан»;. А. А. Ахматова выбирает в качестве главного героя поэмы — обобщенный образ трагического поэта — героя искусства «серебря­ного века»;, а затем и всего XX века.




Анализ произведения «ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ»