Анализ произведения Тарас Бульба Гоголя Н. В

1) История создания повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года.

В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь обращается к героическому прошлому страны, когда простой

человек поднимается над обыденной жизнью и становится настоящим патриотом. 2) Историческая основа повести. «В «Миргороде» он столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», — писал литературный критик Г. А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорном: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы, но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических
материалов, первенство следует все же отдать фольклорным источникам. В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица.

К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далекие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями.

Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, — все это было ему по плечу».

Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует все величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский охарактеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь…» Гоголь взял историю украинского народа в момент ее высокого подъема, в такую минуту, когда, — подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, — проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер. 3) Характеристика героев повести.

Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый характер. Об этом свидетельствовало все: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою.

У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы, Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», — говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвез Тарас своих сыновей в Сечь.

Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца.

Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба — старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всем; даже если он — в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя. — Какую цель поставил перед собой Н. В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? — Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? — Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены?

Понимает ли ее? Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? — Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? — Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? — Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? — Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? — Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? — Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? — Как заканчивает свою жизнь Тарас? — Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа?

Образ Остапа. Внешность, портрет: «…два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». Отношение к учебе: «…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу.

Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься. Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей…. никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей… был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки… был прямодушен с равными… имел доброту…» Юношеские мечты: мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

Поведение во время боя: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенпый путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вел бой, «мог вымерить всю опасность», в нем «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя». Отношение к товариществу: До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем. Отношение к личному счастью: никогда не стремился к личному счастью.

Близость с родителями: ближе к отцу, мечтает до конца остаться верным своим товарищам, до последнего защищать свою родину. Образ Андрия. Внешность, портрет: «. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». Отношение к учебе: «Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели его брат…» Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые… чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером. Юношеские мечты: с одной стороны, кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в оди ночестве по улицам Киева. Поведение во время боя: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы».

Отношение к товариществу: предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки. Отношение к личному счастью: мечтал о личном счастье. Близость с родителями: ближе к матери, мечтает о любви, стремится к личному счастью. — Как ведут себя братья во время битвы? — Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? — Почему Андрий изменил своим товарищам? 4) Особенности сюжета повести.

Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. — Как начинается повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? — Как встречает Тарас Бульба своих сыновей? Что важно для него? — Как встречает мать своих детей? Что важно для нее? — Куда Тарас Бульба тотчас отправляется со своими сыновьями? Зачем? — Чем занимаются казаки в Запорожье? — Как ведут себя Остап и Андрий, находясь в Запорожской Сечи? — О чем мечтает любой настоящий казак?

Кульминационной сценой повести является осада города Дубно, так как именно здесь еще раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести. — Как ведут себя Остап и Андрий во время боя? — Как происходит осада польского города Дубно? Как Андрий отреагировал на просьбу татарки помочь его возлюбленной полячке? — Что поразило Андрия в осаждаемом городе? — Где у казаков принимаются важные военные решения? — Как ведут себя казаки в бою? — Какую кончину казак считает самой славной? — Какие чувства владели Тарасом Бульбой, когда он увидел своего сына Андрия во вражеском войске? — Чем закончилась осада города Дубно? 5) Художественные особенности повести.

Особенности жанра — повесть. Особенности изображения героя в повести «Тарас Бульба»: герой характеризуется через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими персонажами. Роль пейзажа в произведении: природа не просто фон, а способ раскрытия характера героя. Для изображения быта, жизни казаков писатель использует различные художественновыразительные средства: эпитеты, сравнения, гиперболы. — Вспомнить, чем повесть отличается от рассказа и романа.

Что такое пейзаж? — Как вы думаете, почему А. П. Чехов назвал Н. В. Гоголя «царем степи»? Вспомните, что такое эпитет, сравнение, гипербола?


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ произведения Тарас Бульба Гоголя Н. В