Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры»

1) Особенности жанра. Произведение И. А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.

2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведется от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело».

Взрослый человек оказался перед

нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребенком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня.

И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

— От какого лица ведется повествование в рассказе?

— Как рассказчик характеризует

пору детства?

— Чем, по мнению дяди, ребенок отличается от взрослого человека?

3) Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И. А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей».

Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4) Характеристика героев рассказа.

— Какова была заветная мечта мальчика?

— Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником?

— Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день?

— Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры?

— Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя?

— Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? Поясните свою точку зрения

— Чью сторону заняли мама и бабушка? 11очему?

— Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей?

— Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения.

5) Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6) Смысл названия рассказа. Рассказ И. А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.




Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры»