Герой рассказа — умный и наблюдательный мальчик. А рассказывает историю взрослый, который подсмеивается над собой, маленьким. Мы видим историю как бы «двойным зрением»: глазами школьника и глазами умудренного опытом человека.
Школьник побаивается учителя математики и одновременно старается его обхитрить. Писатель, что рассказывает нам эту историю, восхищается учителем, одновременно анализируя те механизмы, при помощи которых он влияет на умы и души своих воспитанников. Самый простой вывод из этой истории: «серьезней относиться к домашним заданиям».
Второй вывод: ложь рано или поздно разоблачается, «все тайное становится явным». Поэтому лжец становится посмешищем в глазах своих товарищей. Не хочешь краснеть — не ври! Третий вывод: умей и сам посмеяться над собой. Посмотри на ситуацию со стороны — и многое станет куда понятней.
В рассказах Искандера теплый мягкий юмор и чуть более жесткая ирония пронизывают всю ткань повествования. И это сообщает читателю уверенность в том, что даже в не совсем приятных ситуациях можно ощутить радость и красоту жизни.
Дайджест:
- Краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера Ф. А«Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными». А вот один математик в нашей школе отличался от всех других. Он не был ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым. «Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек». Появился он в нашем ... Читать далее...
- По рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»Вот уже близится к концу учебный год. За окном весна, и все школьники мыслями унеслись в заоблачные дали под названием «каникулы». Но еще не время расслабляться и предаваться лени. Нужно собраться перед последним «рывком». Сейчас у нас урок литературы, тема которого «Урок развития речи по произведению Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». И хотя мифы Древней ... Читать далее...
- Отзыв на рассказ Искандера Тринадцатый подвиг ГераклаПри чтении рассказа Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» мы понимаем, что рассказчик этой истории — обычный мальчишка-школьник. У него еще довольно детское восприятие мира: сравнивает сосредоточенных, гениальных математиков с «Пифагорами». Мальчика несколько удивляет метод поддержания дисциплины математика. Но действительно, показаться смешным иногда гораздо страшнее, чем быть поруганным. Это понял не только сам рассказчик, но ... Читать далее...
- Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»Тема урока: Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Цели: . Образовательные: — Познакомить с творчеством писателя. — Вызвать интерес к его книгам. — Вызвать интерес к «малой Родине» — Познакомить с категорией комического. 4. Развивающие: — Развивать грамотную, связную речь. 5. Воспитательные: — Воспитывать культуру общения. — Воспитывать чувство патриотизма. Оборудование и наглядность: Выставка книг, портрет, ... Читать далее...
- Краткое содержание «13-го подвига Геракла» ИскандераПовествование ведется от первого лица. В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удается установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом. Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой ... Читать далее...
- Краткое содержание рассказа Искандера «Защита Чика»У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привел в школу кого-нибудь из родителей. У учителя была привычка в стихотворной форме писать правила грамматики, а ученики должны были заучивать это стихотворение, а заодно и правило. Акакий Македонович гордился своим стихотворным даром, ученики же посмеивались. На этот раз стихотворение было такое, ... Читать далее...
- Жена Геракла Деянира. Смерть ГераклаПоединок за жену. Еще много подвигов совершил Геракл, находясь на службе у Эврисфея. Он освободил прикованного в горах Кавказа Прометея, принял участие в походе аргонавтов за золотым руном. Не забыл он и обещания, данного Мелеагру в Аиде, — жениться на его сестре. Отправился он к царю Ойнею, ее отцу, просить руки Деяниры. Но встретил там ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Петька на даче» Андреева Л. Н«Петька на даче» Рассказ «Петька на даче» впервые опубликован в «Журнале для всех» в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным парикмахером Москвы. Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А. П. Чехова «Ванька». В центре ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Легкое дыхание» Бунина И. А«Легкое дыхание» . Рассказ необычен по форме: он состоит из отдельных фрагментов. Начинается и завершается он сценами на кладбище: «Над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Смерть чиновника» Чехова А. ПВ «Смерти чиновника» первое, что обращает на себя внимание, — как будто явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как он рассказывается. Рассказ начинается со слова «смерть» и заканчивается словом «помер». Впору оплакивать несчастную судьбу героя. А между тем в рассказе действительно немало смешного. Несерьезен, прямо-таки игрив тон повествования. Забавны имена ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Срезал» Шукшина В. М«Срезал» Рассказ «Срезал» чрезвычайно важен для понимания авторского мировоззрения. Известно, что В. М. Шукшин придавал ему особое значение. В центре произведения — фигура Глеба Капустина — начитанного и ехидного мужика. Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними силой интеллекта. Завязкой сюжета рассказа является приезд к старухе Агафье Журавлевой сына Константина Ивановича. Он ... Читать далее...
- Проблема национального характера в книге Ф. Искандера «Сандро из Чегема»Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в г. Сухуми. Читательское признание Искандер получил благодаря ряду сатирических повестей и рассказов, и прежде всего — большому циклу произведений под общим названием «Сандро из Чегема». Произведениям Искандера свойственны терпкий юмор, язвительная сатира, тонкая лирика и высокая ро’мантика. Но одновременно в них сильны философские и даже трагические ... Читать далее...
- Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры»1) Особенности жанра. Произведение И. А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа. 2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведется от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Мартын и Кинга» Шмелева И. С«Мартын и Кинга» Небольшой рассказ И. С. Шмелева «Мартын и Кинга» совершенно лишен экспозиции. Автор моментально вводит читателя в курс событий. Впервые рассказ был опубликован в 1934 году в Париже. Таким образом, сюжетом его является воспоминание автора о жизни в России. Восприятие обыденного начата рассказа в контексте истории создания обрастает дополнительным эмоциональным фоном: лишь в ... Читать далее...
- Анализ рассказа «О любви» Чехова А. ПВ рассказе «О любви», наиболее психологичном в маленькой трилогии, ситуация несостоявшегося объяснения и погибшего чувства рассматривается как результат следования ложным представлениям. Так сам герой-рассказчик Алехин оценивает в конце все то, что помешало ему добиться соединения с любимой женщиной. В любви не существует никаких общих правил, и весь опыт человечества оказывается бессилен и непригоден в каждом ... Читать далее...
- Анализ рассказа М — Зощенко «Аристократка»Подготовка к ЕГЭ: Анализ рассказа М. Зощенко «Аристократка» Основная тема в юмористическом рассказе «Аристократка» — это непонимание между женщиной и мужчиной из разных сословий. Главный герой произведения — человек из простого люда, который понятия не имеет об изысканных манерах. Григорий Иванович печально повествует свою историю, в которой рассказывает о том, как он познакомился с аристократкой, ... Читать далее...
- Анализ рассказа М. М. Зощенко «Аристократка»1. Самобытность творчества Михаила Михайловича Зощенко. 2. «Аристократки» в понимании обывателей времен Зощенко. 3. Значение творчества Михаила Михайловича Зощенко. Уже первые сатирические произведения Михаила Михайловича Зощенко свидетельствовали о том, что русская литература пополнилась новым именем писателя, не похожего ни на кого другого, со своим, особым взглядом на мир, общественную жизнь, мораль, культуру, человеческие взаимоотношения. Язык ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Галстук» Шаламова В. ТРассказ открывается перекликающимися с манифестами Шаламова художественно-публицистическими размышлениями повествователя о литературе будущего, сила которой проявится, по его убеждению, в «достоверности» изображения, в том, что «заговорят не писатели, а люди профессии, обладающие писательским даром», а также о процессе порождения и внутреннего осмысления данного текста: «Как рассказать об этом проклятом галстуке?.. Это не очерк, а рассказ. Как ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Небывалый обед» Шмелева И. С«Небывалый обед» В рассказе И. С. Шмелева «Небывалый обед» умело сочетается описательная сторона сюжета, призванная запечатлеть народные традиции праздничного застолья, и аналитическая линия, в ходе которой автор поднимает важнейшие проблемы, связанные с национальным характером и самосознанием. Рассказ открывается описанием суматошного приготовления к обеду. С одной стороны, И. С. Шмелев при этом подчеркивает традиционное русское гостеприимство: ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Фро» Платонова А. П«Фро» Рассказ А. П. Платонова «Фро» представляет собой зарисовку из жизни одной обыкновенной семьи. Отец молодой женщины Фроси работает резервным механиком. На примере этого образа Платонов показывает трагедию человека, которому нереализованная жажда деятельности не дает покоя. Когда старика отправили на пенсию, он днями просиживал на бугре возле железной дороги, пытаясь помочь машинистам ценными советами, и ... Читать далее...
- Подвиги Геракла: Быки Гериона, яблоки Гесперид, КерберПодвиг десятый. «До сих пор я посылал тебя на восток, ступай-ка ты теперь на запад, — такими словами встретил Геракла Эврисфей. — Есть далеко на западе в океане остров, где живет великан Герион. Три головы он имеет и три туловища, шесть могучих рук у него по бокам. Есть у Гериона стадо быков, которое охраняет другой ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Челкаш» Горького М. Ю«Челкаш» Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве. Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в ... Читать далее...
- Как я понимаю подвиг старика рыбака в повести «Старик и море»Эпиграф — Его лучшая вещь. Возможно, время покажет, что это наилучшее из всего написанного нами — им и моими современниками. Весной 1936 г. в журнале «Эксвайр» Э. Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Тольфетрими. Старый рыбак поймал большую рыбу, которая долго тянула его лодку в открытое море. Когда его нашли, ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Студент» Чехова А. ППо воспоминаниям современников, рассказ «Студент» Чехов называл самым любимым из своих произведений. Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы. В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства. До конца понять и объяснить суть прекрасного невозможно, мы можем лишь приблизиться к такому пониманию. Нередко такое впечатление от рассказов и ... Читать далее...
- Анализ рассказа Л. Н. Андреева «Кусака»1) Особенности жанра. Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Произведение Л. Н. Андреева «Кусака» написано в жанре рассказа. В своих художественных произведениях Л. Н. Андреев продолжает литературную традицию писателей XIX века — защищает униженных и оскорбленных. 2) Тематика и проблематика рассказа. Л. Н. Андреев ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Голубое и зеленое» Казакова Ю. П«Голубое н зеленое» Ю. П. Казаков в рассказе «Голубое и зеленое» выступает как мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся «на дне глубокого двора». «Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые», — пишет автор. Под влиянием романтической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Ледоход» Горького М. ЮРассказ «Ледоход» входит в цикл «По Руси», он был опубликован в 1912 г. под заглавием «Из впечатлений «проходящего»». Это указывало на важную композиционную роль повествователя — автобиографического героя. В основу рассказа легли реальные события его жизни, когда А. Пешков работал десятником в Нижнем Новгороде, действие его относится к весне 1883 г. «Я очень внимательно присматриваюсь ... Читать далее...
- Анализ эпизода на батарее капитана Тушина образ подвиг и роль по роману эпопее Война и мирАвтор романа «Война и мир» Л. Н. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя, в результате чего у него сформировались свои взгляды на мир и войну. Он увидел, насколько ужасна война, понял, сколько страданий несет она людям, сравнил поведение разных людей на войне. Толстой пришел к выводу, что подлинный героизм и патриотизм — это честное выполнение ... Читать далее...
- Проблема взаимоотношения поколений. По тексту Ф. Искандера Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщикаФазиль Искандер поднимает в своем тексте проблему уважения и взаимопонимания между взрослыми и детьми. Он задается вопросами: как сделать, чтобы подросток внимал советам старших, понимал добрые намерения и соглашался с ними? Писатель повествует историю об отце, который понял, что когда-то упустил определенные моменты в воспитании сына. Он хочет исправить ситуацию, но не наставлениями, а личным ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Охота жить» Шукшина В. М«Охота жить» В рассказе «Охота жить» В. М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Никитич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором. С самого начала произведения диалог ... Читать далее...
Анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера Ф. А