Анализ романа «Чума» А. Камю, характеристика образов
Роман «Чума» с его философско-интелектуальным содержанием можно рассматривать как своеобразный авторский монолог, разбитый на отдельные партии, врученные разным персонажам, которые выступают носителями разных сторон авторского мировоззрения, разных его аспектов и тенденций. В этом понимании роман — это разговор с самим собой, что, впрочем, не лишает персонажей индивидуальных черт характера, а также глубокой мотивации их поступков. Роман «Чума» составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач — Доктор Рие, живущий
Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии. Доктор Рие неоднократно, в силу своей профессии, сталкивался лицом к лицу со смертью.
Смерть ребенка, пробудившая к подлинному бытию отца Панлю, явилась серьезным испытанием и для доктора Рие. Казалось бы, глобальные мировоззренческие вопросы давно
Чума изменила и отношение пациентов к доктору «никогда еще профессия врача не казалась Рие столь тяжелой. До сих пор получалось так, что сами больные облегчали ему задачу, полностью ему вверялись. А сейчас, доктор наталкивался на непонятную замкнутость пациентов.
Начиналась борьба, к которой доктор еще не привык».
Следующий образ — это Отец Панлю. Первоначально он предстает перед читателем в довольно отталкивающем виде проповедника, который чуть ли не ликует по поводу эпидемии. В ней он усматривает божью кару за грехи оранцев. Этот достаточно трафаретный для христианства ход мыслей свидетельствует о том, что священник продолжает существовать по инерции, — «быть» он еще не начал. Панлю хочет использовать страх своих прихожан для укрепления их ослабевшей и тусклой веры.
Большим испытанием для отца-иезуита становится собственная болезнь: принимать помощь врачей — значит признать слабость и непоследовательность собственных убеждений. Священник, кроме того, прекрасно понимает, что помощь эта не поможет ему спастись. Судя по первоначальному варианту романа, Камю приводил Панлю, заболевшего чумой к религиозной катастрофе.
Но в окончательном варианте романа Панлю остается верен собственному выбору.
Рассмотрим еще один не менее значимый образ. В числе тех, кто пытается покинуть захваченный чумой город — единственный персонаж, имеющий имя, Рамбер. Камю дает ему имя по одной только одной причине: он не бежит.
Не бежит, несмотря на то, что он посторонний в городе, несмотря на то, что где-то ждет его любимая женщина и Рамбер искренне верит в то, что он должен быть рядом с ней. Моментом пробуждения человеческой сущности становится для Рамбера приступ мнительности, когда ему «вдруг померещилось, будто железы у него в паху распухли и что-то под мышками мешает свободно двигать руками. Он решил, что это чума».
Можно сказать, что чума заставила оранцев перепроверить свое отношение к привычным моральным нормам и ценностям. Варианты имморального поведения перед лицом смертельной опасности не отрицаются Камю, но роман построен так, что читатель понимает: люди, выбирающие их, — не соль земли.
Анализ романа «Чума» А. Камю, характеристика образов