Анализ романа Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Творчество Гюго — неистовый французский романтизм. Он охотно поднимал социальные темы, стилистика подчеркнуто-контрастная, чувствуется острое неприятие действительности. Роман «Собор…» открыто противопоставлен действительности.
Действие романа происходит во время правления Людовика XI. Людовик стремился к результату, пользе, он практичен. Клод Фроло — начитанный, ученый. Имел дело только с рукописными книгами. Ержа в руках печатную ощущает конец мира.
Это характерно для романтизма. Действие происходит в Париже. Появляются
Гюго противопоставляет его современному Парижу. Те здания рукотворны, а Париж-современный — воплощение пошлости, отсутствие творческой мысли и труда. Это город, который теряет свое лицо. Центр романа — грандиозное сооружение, собор на о-ве Сите — Собор Парижской Богоматери. В предисловии к роману говорится о том, что автор зайдя в Нотр Дам разглядел на стене слово «Рок».
Это дало толчок к разворачиванию сюжета.
Образ собора многозначен. Это сверхлицо. Это не только место действия, но памятник материальной и духовной культуры. Главные персонажи: архидьякон
В центре романа, кажется, история любви и характерный треугольник, но он не важен для Гюго. Важна эволюция в умах главных героев. Клод Фроло — дьякон, почитающий себя истинным христианином, но позволяет себе то, что церковь осуждает — алхимию. Он человек рационального склада.
Он скорее ответственный, чем увлекающийся. Опекун младшего брата после смерти родителей. Жан — студент, разгульный, беспутный. Фролло берет на воспитание маленького урода, чтобы искупить грехи брата.
Народ хочет утопить младенца. Квазимодо не знает иной жизни, кроме жизни в соборе. Он хорошо знает собор, все закоулки, всю жизнь служащих.
Квазимодо — фигура характерная для романтизма. Его портрет и соотношение внешности и внутреннего облика построено в контрастной манере. Его внешность откровенно отталкивающая. Но он ловок и силен.
У него нет своей жизни, он раб. Квазимодо избивают и ставят к позорному столбу за то, что он хотел похитить Эсмеральду. Эсмеральда приносит Квазимодо воды. Квазимодо начинает видеть в Фроло врага, т. к. он преследует Эсмеральду.
Квазимодо прячет Эсмеральду в соборе. Знакомит ее с миром, где он хозяин. Но он не может спасти ее от смертной казни.
Он видит, как палач вешает Эсмеральду. Квазимодо толкает Фроло, он падает, но хватается за водосток. Квазимодо мог его спасти, но не спас.
Важную роль играет народ. Народные массы стихийны, ими движут эмоции, они неуправляемы. Изображены в разных эпизодах.
Сначала — мистерия, праздник дураков. Конкурс на лучшую гримасу. Квазимодо избирают королем.
На соборной площади помост для мистерии. Цыгане разворачивают на площади свое представление. Там же танцует Эсмеральда с козочкой. Народ пытается защитить Эсмеральду.
Другая сторона — жизнь парижского отребья. Там находят приют цыгане, туда приходит Гренгуар. Эсмеральда спасает его, женившись на нем по цыганскому обычаю.
Клод Фроло от любви к Эсмеральде сходит с ума. Он требует у Квазимодо, чтобы он доставил Эсмеральду к нему. Квазимодо не удалось его похитить. Эсмеральда влюбляется в своего спасителя — Феба.
Она назначает ему свидание. Фроло выслеживает Феба и уговаривает его спрятать в комнатке, рядом с той, где Феб будет встречаться с Эсмеральдой. Фроло наносит Фебу удар ножом в горло. Все думают, что это сделала цыганка. Под пытками она сознается в том, чего не делала.
Для Феба встреча с Эсмер-й — приключение. Его любовь не искренняя. Все слова, которые он ей говорил, все признания в любви он говорил на автомате. Он их вызубрил, т. к. говорил это каждой своей любовнице.
Фроло встречается с Эсмеральдой в тюрьме, где рассказывает ее все.
Эсмеральда встречает свою мать. Это оказывается женщина из Крысиной норы. Она пытается ее спасти, но ей не удалось.
Эсмеральду казнят на Гревской площади. Тело увезли за город в склеп Монфокон. Позже при раскопках были найдены два скелета.
Один женский с переломанными позвонками и второй мужской с искревленным позвоночником, но целый. Как только попытались их разъединить женский скелет рассыпался прахом.
Анализ романа Гюго «Собор Парижской Богоматери»