— анализ романа Разгром Фадеева
А. Фадеев в романе «Разгром» впервые в советской литературе основное внимание сосредоточил на изображении внутреннего мира вымышленных героев — рядовых участников революции и гражданской войны. Решению этой задачи подчинено в романе все — от выбора ситуации, особенностей построения произведения до приемов психологического анализа.
Рассказывая о партизанском движении на Дальнем Востоке в годы гражданской войны, Фадеев выбирает ситуацию трагическую, обозначенную в заглавии произведения: речь идет о разгроме партизанского
Первые восемь глав представляют собой развернутое введение. Ряд глав назван именами главных героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон». Художник сознательно замедляет действие, чтобы рассказать об истории основных персонажей, охарактеризовать взаимоотношения между ними и подготовить читателя к пониманию закономерности поведения действующих лиц во время напряженных боев.
Фадеев внимателен к мыслям и чувствам своих героев, он постоянно показывает, как
Фадеев следует принципам своего великого предшественника в те годы, когда яростно отрицалась литература прошлого, а внимание к внутреннему миру человека называлось не иначе как «психоложество». В традициях Толстого — изображение «широкого народного моря, взволновавшегося до самых глубин», принципы психологического анализа. Внутренние монологи показывают отклик героев на события, психологическую мотивировку их поступков. Они тесно связаны с действиями персонажей, их биографиями, нередко включают в себя элементы авторского комментария.
Раскрывая напряженность исторических, нравственных, психологических конфликтов, Фадеев использует принцип антитезы. В противопоставлении Левинсона и Морозки, Левинсона и Мечика показано значение убежденности, сознательности в становлении личности. Столкновение Морозки и Мечика с самого начала выявляет превосходство безошибочного, по мнению Фадеева, «классового чутья» пролетария над колебаниями «чистенького» интеллигента, которому нужна не сама революция, а он в ней.
В романе, как мы можем убедиться, явно преобладает классовый принцип оценки человека, и в этом сказывается историческая ограниченность взглядов писателя.
Основное внимание Фадеев уделяет нравственно-психологическому формированию личности, участвующей в борьбе за новую жизнь. С наибольшей полнотой процесс духовного мужания человека в суровых испытаниях раскрыт на примере шахтера Ивана Морозова, прозванного Морозной. Двенадцать из семнадцати глав так или иначе связаны с последовательным изображением перемен в чувствах и мыслях бывшего шахтера, и особую роль в этом процессе играет командир отряда Левинсон.
Итогом короткого жизненного пути Морозки стал его подвиг — спасение товарищей ценою собственной жизни.
Противоположный результат воплощен в рассказе об истории Павла Мечика. Пришедший в революцию с романтическими мечтами и надеждами, он не выдерживает испытания суровыми реалиями боевой жизни. Фадеев трактует каждый поступок Мечика как выражение слабости, эгоизма, отсутствие твердого нравственного стержня. Эти черты, все яснее обнаруживающиеся в Мечике, в конце концов приводят его к предательству. Автор последователен в развенчивании Мечика, для него это изначально «человек мелкий, трусливый, и страдания его поверхностны, мелки, ничтожны».
Всем ходом романа Фадеев стремится доказать свою точку зрения. В изображении героя-интеллигента очевиден прямолинейно-обличительный уклон, отсутствует стремление к раскрытию личности сложной, противоречивой, которое будет характерно — при всех различиях авторских позиций — для произведений современников Фадеева, рассказывающих о пути интеллигенции в революции.
— анализ романа Разгром Фадеева