Появившись одновременно с «Повестью о том, как…», сказка «Дикий помещик» отразила пореформенное положение временнообязанных крестьян. Ее начало напоминает вступительную часть «Повести…». В журнальном варианте сказка «Дикий помещик» тоже имела подзаголовок: «Писано со слов помещика Свет-лоокова». Сказочный зачин в ней так же, как и в «Повести», сменяется утверждением о «глупости» помещика. Если генералы читали «Московские ведомости», то помещик — газету «Весть». В комической форме с помощью гиперболы изображаются реальные взаимоотношения помещика и крестьян в пореформенной России.
Освобождение крестьян выглядит лишь фикцией, помещик «сократил… их так, что некуда носа высунуть». Но и этого ему мало, он взывает к Всевышнему, дабы Тот избавил его от мужиков. Помещик получает желаемое, но не потому, что Бог выполняет его просьбу, а потому, что Он услышал мольбу мужиков и освободил их от помещика.
Одиночество вскоре надоедает помещику. Используя сказочный прием троекратного повторения, Щедрин изображает встречи героя сказки с актером Садовским, четырьмя генералами и капитаном-исправником. Всем им помещик рассказывает о тех метаморфозах, которые с ним происходят, и все называют его глупым. Щедрин иронически описывает размышления помещика о том, не является ли его «непреклонность» и в самом деле «глупостью и безумием».
Но герою не суждено получить ответ на этот вопрос, процесс его деградации носит уже необратимый характер.
Сначала он бессильно пугает мышонка, затем обрастает с головы до ног волосами, начинает ходить на четвереньках, утрачивает способность членораздельно говорить, заводит дружбу с медведем. Используя преувеличение, переплетая реальные факты и фантастические ситуации, Щедрин создает гротесковый образ. Быт помещика, его поведение неправдоподобны, тогда как его социальная функция вполне реальна. Гротеск в сказке «Дикий помещик» помогает передать антигуманность и противоестественность происходящего. И если мужики, «водворенные» на место их обитания, безболезненно возвращаются к привычному для них образу жизни, то помещик теперь «тоскует по прежней своей жизни в лесах».
Щедрин напоминает читателю, что его герой «жив и доныне». Следовательно, была жива та система взаимоотношений помещика и народа, которая явилась объектом сатирического изображения Щедрина.
Дайджест:
- Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» Особое место в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина занимали сказки, написанные для взрослых. В них он умело сочетал фантастику с реальностью. Изображая общество 60 — 80-х годов XIX века, он высмеивал существующие проблемы с помощью сатиры. Проблемы, которые он затрагивал, касались в основном взаимоотношений помещиков и крепостных. Также и в сказке ... Читать далее...
- Краткая характеристика произведения «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина М. ЕЗавязка — помещик просит Бога убрать с его земли мужика, очистить воздух. Кульминация — исчезновение мужика и последствия этого. Особенности — гротеск и гипербола в изображении комических ситуации; пародирование законодательных документов; эзопов язык, прием типизации сатирического героя. Щедрин мастерски сплетает фантастическое и реальное, комическое и трагическое, доводит ситуацию до абсурда. Описываются почти реальные события. Применяя ... Читать далее...
- Краткое содержание «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина М. Е«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Только одно беспокоило помещика: «…Очень уж много развелось в нашем царстве ... Читать далее...
- Сказка «Дикий помещик» Салтыкова-ЩедринаСказка один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIIIXIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник Сказки для детей изрядного возраста. Они, по мысли писателя, призваны ... Читать далее...
- Пересказ произведения «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина М. ЕПлан пересказа 1. Помещик просит у Бога убрать с его земли мужика. Бог не внял его просьбе. 2. Крестьяне, моля Бога, исчезают из владений глупого помещика. 3. Помещик начинает осознавать последствия исчезновения крестьян. 4. Помещик дичает. 5. Крестьян возвращают в имение дикого помещика, а глупому помещику делают внушение. Пересказ Сказка начинается традиционным приемом: «В некотором ... Читать далее...
- Сочинение: Почему мужики в сказке М. Е. Салтыкова — Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?Вопрос 1 экзаменационного билета Почему мужики в сказке М. Е. Салтыкова — Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»? Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина представляют собой одно из наивысших достижений сатирического творчества писателя. Как известно, сказка — это фольклорный жанр. И на первый взгляд, произведения Салтыкова-Щедрина, написанные в этом жанре, выглядят похожими на знакомые нам из ... Читать далее...
- На тему: Смысл названия сказки Дикий помещик, Салтыков-ЩедринСмысл названия Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются удивительно тонким чувством юмора и приближенностью к реальности. В большинстве из них показаны взаимоотношения «хозяев жизни» и подневольных крестьян. Так и в сказке «Дикий помещик» мы видим, как богатый дворянин, Князь Урус-Кучум-Кильдибаев прогоняет всех «мужиков» со двора, чтобы дышать «чистым» воздухом. На одной стороне весов — помещик-паразит, а на другой ... Читать далее...
- Характеристика героя Помещик, Дикий помещик, Салтыков-ЩедринПомещик Помещик — главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много и они могли все переесть. Сам он себя считает истинным представителем дворянства и годится тем, что он потомственный князь по имени Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы ... Читать далее...
- На тему: Запоминающийся момент в сказке Дикий помещик, Салтыков-ЩедринЗапоминающийся момент Более тридцати сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин, и все они были по-своему содержательны и увлекательны. В каждую такую сказку он вкладывал глубинный смысл. Обращение к этому жанру было естественным для автора, так как все его творчество было пронизано сказочными элементами, гиперболой и фантастикой. С высоты прожитых лет он мог с уверенностью выражать сатиру ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои «сказки» «детям изрядного возраста». Тем самым Салтыков-Щедрин словно ... Читать далее...
- Краткое изложение Дикий помещик М. Е. Салтыков-ЩедринМ. Е. Салтыков-Щедрин Дикий помещик В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, «и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был он глуп, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Одно только ему не нравится, и вот, жалуется он Богу: слишком много развелось ... Читать далее...
- На тему: Над чем смеется автор в сказке Дикий помещик, Салтыков-ЩедринНад чем смеется автор Значительное место в творчестве сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают поучительные сказки. Некоторые из них входят в состав школьной программы, а некоторые родители читают даже своим маленьким детям. Все же не каждый ребенок поймет до конца, какой смысл на самом деле вкладывал в свои «смешные» произведения автор. Выступая против социальной несправедливости и ... Читать далее...
- Анализ цикла «Сказки» М. Е. Салтыкова-ЩедринаИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. «Сказки» Салтыкова-Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны в период с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес и ранее, включая сказочные эпизоды в другие сатирические произведения. Например, в рассказ «Скрежет зубовный» вошла сказка «Сон», а в «Современную идиллию» — «Сказка о ретивом ... Читать далее...
- На тему: Основная мысль в сказке Дикий помещик, Салтыков-ЩедринОсновная мысль Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения, а на деле, распространяется далеко за пределы целой губернии. Автор занялся написанием подобных «сказок» в свой завершающий период творчества. В них он со всей уверенностью поднимал темы, волнующие общество второй ... Читать далее...
- По сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»В своих сказках М. Е. Салтыхов-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях, — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых, помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой ... Читать далее...
- Анализ сказки «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-ЩедринаК образу пескаря Щедрин обращался еще задолго до появления этой сказки. Изображение чиновников-осетров и чиновников-пескарей можно встретить в «Губернских очерках». Позднее в «Современной идиллии» появилась сцена суда над пескарем. Сказка «Премудрый пискарь» затрагивает проблемы «среднего класса», интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества. Характеризуя ... Читать далее...
- Краткое содержание Дикий помещикЖил-был один Помещик. Жил он, горя не зная и всего ему хватало. Однако был он глуповат и читал только газету «Весть». Его беспокоило одно обстоятельство, что мужиков слишком много развелось. И вот решил он пожаловаться богу, мол, куда ни глянь, одни крестьяне, скоро все съедят. Но бог знал, что помещик глупый и не внял его ... Читать далее...
- На тему: Чему учит сказка Дикий помещик, Салтыков-ЩедринЧему учит сказка Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты прожитых лет мог высказать все, что накопилось с опытом. Поэтому его сказки вряд ли можно причислить к детским, а только к поучительным. В них он затрагивал те социально-политические и нравственные ... Читать далее...
- О чем заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина?М. Е. Салтыковым-Щедриным за основу для написания своего сатирического цикла был взят жанр, полюбившийся народу, а именно — сказка. В качестве грозного оружия для борьбы с существующим строем Салтыков-Щедрин использовал сатиру. Завершающий этап творчества великого писателя длился на протяжении 1883 — 1886 годов. В этот период он принимает решение, связанное с необходимостью подведения итогов своих ... Читать далее...
- Анализ сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина М. ЕСказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания ... Читать далее...
- Анализ сказки «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина М. ЕСатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве». Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведения — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит намеком на первое лицо в государстве. Этот намек подчеркивается и в дальнейшем рассказе ... Читать далее...
- Сказки Салтыкова-Щедрина30-е годы XIX столетия — одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали свою победу, либеральная и народническая интеллигенция трусливо заискивала перед властями. Салтыкову-Щедрину стало все труднее удерживать знамя революционной демократии. В 1884 году были закрыты «Отечественные записки» — единственный орган, проводивший последовательную демократическую линию. Щедрину пришлось обращаться ... Читать далее...
- Анализ сказки «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина М. ЕКак и в других сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М. Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности ... Читать далее...
- Анализ сказки «Премудрый пискарь» Салтыкова — Щедрина М. ЕЖанр сказки в творчестве М. Е. Салтцкова-Щедрина в полной мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим силам все труднее было преодолевать цензурные запреты. Сказка помогала перевести М. Е. Салтыкову-Щедрину в разряд иносказательного повествования разговор о наболевших проблемах эпохи. В произведении «Премудрый пискарь» на первый план выходит сатирическое изображение обывателей, ... Читать далее...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатираМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатираСалтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию. ... Читать далее...
- Анализ сказок М — Е — Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедринПодготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура. Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли. Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенностиГиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города». Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История одного города»: Лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; Лесные мужики — глуповцы. Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба — а) ... Читать далее...
- Особенности сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаМ. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть, господа и рабы, страх как основа рабской психологии, каторжный труд и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Что сближает сказки ... Читать далее...
- Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»1) История создания сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов X IX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении ... Читать далее...
Анализ сказки «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина