Анализ содержания в «Похождениях Невзорова»

В «Похождениях Невзорова» много колоритных са­тирических образов: от растерянных, перетрусивших буржуазных интеллигентов до бандитского атамана Ангела; от одесских дельцов, мастеров головокружи­тельных спекуляций, до помещичьих зубров, ресто­ранных кутил, которые, убегая от революции, в «во­нючем трюме» с молитвенным пафосом вспоминают о московских расстегаях. Под пером А. Толстого ста­тичность персонажей традиционного для той поры жанра повести-хроники преодолевается развернутым изображением процесса становления и развития

ха­рактера героя. Привычная хроника перерастает в не­что более сложное, совмещая черты авантюрно-приключенческого жанра, романа-путешествия и соци­ально-бытовой повести.

Вехой для писателя на пути к освоению новой действительности стала серия произведений второй половины 20-х годов, А. Толстого, как, впрочем, и многих писателей той поры, смутила выплеснувша­яся на поверхность нэповская стихия. Вот почему персонажи ряда его произведений, отважно сражав­шиеся в годы гражданской войны, ныне сбиты с тол­ку, растеряны, а подчас испытывают крах своих иде­алов.

Главный герой «Голубых городов» архитектор Бу­женинов

с горечью признается: «упал я с коня в грязь» — и в отчаянии поджигает уездный город. Столь же яростен, хотя и бессмыслен, протест другой участницы гражданской войны — Ольги Зотовой, стре­ляющей в свою соперницу Лялечку Варенцову.

К глубокому постижению закономерностей совре­менности художник шел из далеких глубин русской истории. Размышления о прошлом России вели писателя к по­стижению закономерностей национальной истории, го­сударственности, судеб русского характера.

Более того, в далеком прошлом России А. Толстой увидел живую перекличку с тем огромным и невидан­ным процессом созидания, который ныне развертывал­ся в Стране Советов. А. Толстой, опираясь на суждения и творчество крупнейших деятелей русской культуры о Петровской эпохе, создает свою художественную концепцию этого времени. Писатель пересматривает одностороннее представление о царе-реформаторе, запечатленное в его ранних рассказах «Наваждение» и «День Петра» ; возникает новый по сравнению с предшествующей литературной традицией образ Петра, наиболее полно отвечающий исторической истине.




Анализ содержания в «Похождениях Невзорова»