Анализ стихотворений Блока

Литературоведческий анализ.

В 1904 г. вышла в свет его первая книга «Стихи о Пре­красной Даме», вдохновленная идеями Вл. Соловьева о при­шествии на землю Вечной Женственности, о грядущем сли­янии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате влюбленности Блока в реальную земную жен­щину — жену Любовь Дмитриевну. Прекрасная Дама Бло­ка — это воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.

Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преобразования жизни. «Стихи о Пре­красной

Даме» были попыткой разобраться в вопросах, кото­рые будут волновать Блока на протяжении всей его жизни: о назначении человека, о его пути, о достижении прекрасного.

События 1905-1907 гг. вызвали огромный интерес по­эта к общественно-политической жизни России, обнажив стихийную природу бытия. Блок сочув­ственно отнесся к демонстрациям народных масс, требую­щих гражданских прав. Кровавое воскресенье 9 января вы­звало у Блока чувство гнева.

В 1906 г. в пьесе «Балаганчик» Блок отразил ощуще­ние кризиса символизма. С 1907 г. от идей символизма поэт отходит к демократическим тенденциям: размышляет об отделенности

современной культуры от народа, от нацио­нальных истоков, предчувствует грядущие беды. Докладом «О современном состоянии русского символизма» Блок констатировал окончание для себя этого этапа творческого и жизненного пути.

В 1904-1908 гг. Блок создает цикл «Город», в котором углубляется в социальные тенденции. В современном мире со­существуют две реальности: небесная гармония, красота и без­жалостность Петербурга.

В 1907 г. выходит вторая книга — «Нечаянная ра­дость». Она существенно отличается от первой. Здесь Пре­красная Дама обрела реальные черты. Это время разрыва Блока с друзьями-символистами; жена Лю­бовь Дмитриевна ушла к поэту Андрею Белому. Прекрас­ную Даму заменила Искусительница, роковая женщи­на, всеразрушающая Страсть. Блок описывает мир грязи и порока, обмана и пошлости, но и здесь появляется свет­лый образ Незнакомки — как символ оставшейся надежды и веры в Любовь.

Антитеза, противопоставление двух ми­ров — двух частей стихотворения, мрака и света, помога­ет яснее донести идею Блока о преображении тьмы Светом, Любовью. Внимание Блока переносится и на реалии совре­менного города. В книгу вошли стихи гражданского звуча­ния — «Митинг» и «Фабрика».

Осознанным одиночеством своего пути продиктовано стихотворение «Осенняя воля».

В 1908-1916 гг. создан цикл «Страшный мир». Пора­жение Первой русской революции, реакция усилила трагиче­ские мотивы в творчестве Блока. Чувство тревоги, смятения, а нередко — тоска и отчаяние все сильнее и острее звучат в его

Стихах. Настроение безна­дежности овладевает поэтом. «Страшным» Блок назвал мир, в который он пришел в начале XX в. Самым страшным явле­нием этого мира для поэта было унижение и поругание люб­ви, низвержение ее со звездных высот.

Цикл «На поле Куликовом» — здесь звучат раз­думья поэта над исторической судьбой России в образе Неве­сты, Жены. Тема родины связана с прошлым: «Степная кобы­лица несется вскачь!» — в будущее, в завтра. Но ее стремитель­ный бег начался давно, на поле Куликовом — и даже до него. Так настоящее Блок связывает с прошлым и будущим. Звучит мотив неуспокоенности, борьбы, движения.

Россия устреми­лась вперед сквозь битвы и испытания. Герой цикла — боец, воин времен Куликовской битвы, или современник поэта, сто­ящий у порога «высоких и мятежных дней». Это лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подви­ге служения своей стране.

Цикл «Родина» отразил в себе все глав­ные темы поэзии Блока: и образ идеально-противоречивой России, и юношеский идеал — образ Прекрасной Дамы. У Н. В. Гоголя Блок берет мотив Пути — безбрежных про­сторов Родины. В творчестве Блока поднимаются проблемы интеллигенции и народа, кризиса индивидуализма, роли художника в меняющемся мире и т. д.

Октябрь 1917 г. Блок принимает без колебаний. В про­логе к неоконченной эпической поэме «Возмездие» , полной революционных предчувствий, поэт выразил со всей определенностью свое кредо, свои принципы. Однако жизнь его в советское время подвергалась испытаниям холодом, го­лодом, болезнями близких, вестями о смерти знакомых.

По­кончено с имением Шахматово: крестьяне разграбили усадь­бу, сожгли великолепную бекетовскую библиотеку.

Лирика Блока — это «интимный дневник», рассказываю­щий о душевных переживаниях, обо всех событиях, отразив­шихся в жизни поэта. Здесь запечатлена мечта о возвышающей любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красо­ту и гармонию, но противоречия «страшного мира» сильнее любви и мечты. Блок не скрывал, что «страшный мир» вы­зывал у него «лихорадку ужаса».

В этом мире нет гармонии, но поэт не отказался от стремления к идеалу: «…И отвраще­ние от жизни, и к ней безумная любовь…» . Так определил Блок свое душевное состояние.

Лирика Блока, очень музыкальная, близкая к романсу, после поэмы «Двенадцать» «глохнет»: Блок, по его собственным словам, «перестал слышать музыку». В основе «Двенадцати» лежала все та же мечта о справедли­вой и прекрасной жизни, которая владела и автором «Сти­хов о Прекрасной Даме». Но выражена она здесь в реаль­ных исторически очерченных картинах народного мяте­жа. Красногвардейцы «идут державным шагом», оставляя позади «голодного пса», впереди же маячит красный флаг в руках неуязвимого Христа. Образ Христа меньше всего выражает религиозные воззрения.

Это символ святости ре­волюционного дела. Финалом поэмы Блок как бы говорил, что революцию делают разные люди. В ней есть и разруши­тельные силы, но в целом революционный народ делает ве­ликое, святое дело, и оно достойно благословения.

Поздние мотивы поэзии Блока: Россия как азиато-европейка призвана выполнить особое предназначение, со­вместить несовместимое. Александр Блок — ключевая фи­гура поэзии «серебряного века». Он воспел «мистические зори», подсказанные ему философом-мистиком Владимиром Соловьевым, и с обостренным вниманием ждал мировой ка­тастрофы, в бездне которой должна была погибнуть старая Россия и родиться Россия новая.

Блок надеялся, что с при­ходом 1917 г. свет коренных изменений одолеет тьму — и за­дохнулся от гнетущей мир пошлости.

«О доблестях, о подвигах, о славе…» — стихотворение об одиночестве, горечи разлуки, о потерянном счастье. Дру­гой мотив — любовь уводит человека от битв, от подвига в мир хоть и красивый, но далекий от жизненных бурь.

«Железная дорога». Место действия трагедии — не же­лезнодорожный полустанок, а весь мир, в котором человек раздавлен «любовью, грязью иль колесами». Различны способы умерщвления души в «страшном мире» — даже лю­бовь становится одним из них.

«Незнакомка». Главными чувствами в восприятии мира были тоска, отчаяние и неверие, безысходность. В этих усло­виях лирический герой ищет утешения на дне бутылки.

«Сытые». В стихотворении поэт с отвращением пишет — о властителях жизни, негодующих и проклинающих рево­люцию. Сытые возбуждают в поэте презрение и ненависть.

Сочувствие Блока — на стороне простых людей.

«Фабрика» . В обобщенной форме переданы мыс­ли поэта о социальной несправедливости, царящей в мире.

«Россия» . Поэт не стремится воспевать нищую Россию, но другой в 1908 г. не было. И такая Россия беско­нечно дорога поэту.

«Осенний день». В этом стихотворении звучит страстный монолог человека, для которого любовь к родине — чувство глубоко личное, как любовь к матери, жене.




Анализ стихотворений Блока