Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина

«Анчар» . Стихотворение сюжетно и по форме близко ранее написанному «Пророку». Сюжет также восходит к библей­ской притче. Повествование необходимо для того, чтобы чита­тель сделал философские выводы.

Стихотворение о всеобщем зле, символом которого является анчар — ядовитое дерево, встречающееся в тропической Азии, сок которого издавна слу­жил для отравления стрел. Композиционно выделяются три мас­ти: первая часть — описание зла как такового. Использованный оксюморон «И зелень мертвую ветвей» позволяет сделать вывод

о том, что зло в природе изолированно, окружено смертью, а не жизнью. Во второй части характеризует­ся зло, которое есть в естественной природе, в гармоническом существовании жизни. Птица является образом-символом слабо­сти, хрупкости. Тигр, наоборот, олицетворяет силу.

Но ни птица, ни тигр не обращаются к анчару. Зло в природе лишь стихийно:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

Третья часть, начинающаяся со слов «Но человека чело­век…» является антитезой по отношению ко второй части. По своей естественной природе

все люди равны, но сам человек устроил такое общество, где сознательно используется зло. Один безоговорочно подчиняется другому:

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек,

И к утру возвратился с ядом.

Здесь поставлена еще одна проблема: взаимоотношение гос­под и рабов, природа власти. Тирания является злом, но и раб в своем послушании тоже зло. Не будь раба, не было бы гибели других людей:

А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы,

И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

По мнению А. Слонимского: «Анчар» отличается от прочих стихотворений «возвышенного» жанра своим сосредоточенным, суровым тоном, по наружности как будто совершенно спокой­ным, бесстрастным. Авторское «я» как будто отсутствует и если проявляется, то косвенно — в ярких, красноречивых антитезах, в эмоционально окрашенных эпитетах…»




Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина