Когда под черными крылами Склонюсь усталой головой И молча смерть погасит пламя В моей лампаде золотой…
Коль, улыбаясь жизни новой, И из земного жития Душа, порвавшая оковы, Уносит атом бытия, —
Я не возьму воспоминаний,
Утех любви пережитых,
Ни глаз жены, ни сказок няни,
Ни снов поэзии златых,
Цветов мечты моей мятежной Забыв минутную красу, Одной лилии белоснежной Я в лучший мир перенесу И аромат, и абрис нежный.
Стихотворение интуитивно поражает читателя единством лирического тона. Поэтический текст строится на различных литературных ассоциациях, которые отсылают читателя к определенной культурно-бытовой традиции и без знания которой он не может быть полностью понят. В произведении нет прямых цитат, но возникающие ассоциации являются ключом к пониманию смысла художественного произведения, идейного замысла поэта.
Образ «черных крыльев» связан с традицией демонизма, закрепленной в сознании читающей публики с образами М. Ю. Лермонтова и байронизмом. Образ «усталой головы» навевает воспоминания о поэзии Надсона 80-90-х годов XIX века. Образ гаснущей лампады имеет два значения: условно-литературное и ассоциации с христианско-церковной культурой.
Во второй строфе «жизнь новая» противопоставлена «земному житию»:
Коль, улыбаясь жизни новой,
И из земного жития Душа, порвавшая оковы,
Уносит атом бытия…
Знаменателен здесь образ души, порвавшей земные оковы. Но слово «атом», употребленное в последнем стихе четверостишия, вводит читателя в мир научно-естественной лексики. Третья строфа вводит в стихотворение тему воспоминаний:
Я не возьму воспоминаний,
Утех любви пережитых,
Ни глаз жены, ни сказок няни,
Ни снов поэзии златых…
Лирический герой вспоминает любовные утехи прошлого, «сны поэзии златой», детство и молодость.
Образ лилии также превратился в литературную ассоциацию :
Одной лилии белоснежной..
Таким образом, Анненским создается поэтический текст единство которого складывается из использования различных литературных традиций и ассоциаций.
Дайджест:
- «Мои любимые цветы — лилии»Цветы — это чудо, сотворенное природой. Не бывает некрасивых цветов. Все они разные — большие и маленькие, пышные и изящные, пестрые и строгие. Из всех прекрасных цветов я больше всего люблю лилии. Еще с раннего детства мое внимание привлекали эти яркие и необычные цветы. Лилии — будто принцессы, нарядные, стройные, гордые, приветливо кивают нам своими ... Читать далее...
- Прочитанного эпоса «О красной лилии»О красной лилии, кстати, сложилась даже своеобразная легенда. Рассказывают, будто она превратилась из чисто-белой в красную в ночь перед страданием Спасителя на кресте. Когда Спаситель, рассказывает легенда, придавленный трудной доской, шел той ночью Гефсиманским садом, то все цветы склоняли перед ним свои головки в знак сочувствия и печали. Но лилия, светясь во тьме несравненной белизной, ... Читать далее...
- Как понимает поэзию Анненский?Однако в русской поэзии рубежа веков сильны и иные, противоположные тенденции. Поэзия все чаще стала пониматься как мистическая тайна, как «башня из слоновой кости», все больше и больше внимания уделяется собственно эстетическим аспектам поэтического творчества. Так, в мистическом ключе понимает поэзию Анненский: «Над высью пламенной Синая / Любить туман Ее лучей, / Молиться Ей, Ее ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Разговор с эпиграфом» Вознесенский«Разговор с эпиграфом». Стихотворение обращено к В. В. Маяковскому. Но главный герой воспоминаний поэта — Б. Пастернак, спутник юности Вознесенского, его учитель: Вы ушли, Понимаемы процентов на десять. Оставались Асеев и Пастернак. Неверно считать стихотворение Вознесенского подражанием своим предшественникам. Поэт учился не повторять, а мыслить, поняв, что для развития поэзии необходимо осваивать речевое настоящее. Вознесенский ... Читать далее...
- Анализ стихотворения В — В — Маяковского Лиличка! Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плануПодготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Лиличка!» Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Стихотворение «Лиличка!», написанное Владимиром Маяковским в 1916 году, было создано в качестве последнего письма, но обрело очертания крика, исполненного боли, вдогонку уходящей любимой женщине. Автор даже структурирует текст на рванные строки, усиливающие накал, создающий напряженное настроение произведения. Каждое слово ... Читать далее...
- Анненский. Книги відбиттівПо спогаду Набокова, саме цей вірш Волошин читав йому в Криму: «Я пам’ятаю, як один раз у Ялті, під час громадянської війни, холодною й похмурою зимою 1918 року, коли хвилі бурхливого моря рвалися через парапет і розбивалися об плити набережній, чудовий і прекрасно утворений поет Максиміліан Волошин читав мені в кафі чудовий патріотичний вірш, у ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» Фет«Шепот, робкое дыханье…» . Стихотворение относится к ранним произведениям Фета и является подлинно новаторским. Набор звуков и зрительных впечатлений образует художественно убедительную картину: возлюбленная вечером пришла на встречу влюбленных, затем ночь любви, наконец, утро и слезы расставанья: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд ... Читать далее...
- Анализ Стихотворения «Вакхическая песня»Стихотворение «Вакхическая песня». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Вакхическая песня» было написано А. С. Пушкиным в 1825 году, напечатано же — в сборнике 1826 года. Основная тема произведения — тема познания мира, торжества человеческого разума. Мы можем отнести его к философской лирике, жанр обозначен в самом названии, однако у Пушкина присутствуют здесь черты античного дифирамба. Стихотворение ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Любовь»В 1912 году Ахматова выпустила дебютный сборник «Вечер» в издательстве «Цех поэтов». Первый тираж его, вышедший с предисловием выдающегося представителя литературы Серебряного века Михаила Кузмина, составил три сотни экземпляров. Творчество молодой поэтессы было тепло принято и ее коллегами, и профессиональными критиками. Не оставило оно равнодушными и читателей. Значительная часть книги — интимная лирика. Анне Андреевне ... Читать далее...
- Анализ стихотворения И. А. Бунина «Родина»Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждает лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные образы. В небольшом лирическом стихотворении «Родина» Иван Алексеевич Бунин создает картину меркнущего зимнего дня. Поэтическая миниатюра поэта напоминает живописную зарисовку. И. А. Бунин мастерски использует ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Гими обеду» Маяковский«Гими обеду» . Это сатирическое произведение, в котором поэт не воспевает жизнь, а, наоборот, бичует равнодушное отношение к жизни, оторванность от окружающего мира, низменность поступков и интересов, безнравственность, бездуховность, обывательщину. В самом названии стихотворения заложено комическое несоответствие: гимн — торжественная песнь, посвящать которую в честь взятки или обеда смешно. Используя традиционный сатирический прием — злую ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал»Известны обстоятельства, побудившие поэта к созданию «Кинжала», позже опубликованного в редакции 1838 г. Во время первой кавказской ссылки автор познакомился с семьей князя Чавчавадзе — военного, чиновника и поэта. Корнета Лермонтова очаровали радушные, благожелательные и образованные хозяева богатой усадьбы. Одной из дочерей князя, Екатерине, молодой поэт посвятил два стихотворения. Хотя точных свидетельств не сохранилось, распространено ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Бунина «Мы встретились случайно, на углу…»Сюжет встречи и разлуки влюбленной пары — сквозной для бунинской лирики. Первое событие почти неизбежно влечет за собой другое: любовь восхитительна, но краткосрочна. Она уходит, подчиняясь неведомой воле высших сил, и оставляет лишь воспоминания — светлые, волнующие, но печальные. «Мы встретились случайно…» не содержит внешнего активного и напряженного действия. Сюжет неуловим: создается иллюзия, что ничего ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…»Афанасий Фет — замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра — лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия — «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота — природа и любовь. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского«Невыразимое» . Пафос элегии — утверждение романтических идеалов, исследование внутреннего мира человека. Поэт видит, что не все можно выразить словесно, «присутствие Создателя в созданье» невозможно объяснить: Но то, что слито с сей блестящей красотою — Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас… Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом, радостном и скорбном ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад»Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль в творчестве. По его мнению, в художественном мире Ахматовой сад ассоциировался с Эдемом, выступал в качестве символа «настоящего и счастливого бытия». Стихотворение «Летний сад», датированное ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Девочка»Автобиографичность — несомненная черта произведения, датированного летом 1917 г. В поэтическом тексте отразились непростые отношения автора и его первой супруги Анны Ахматовой, которая стала прототипом обоих женских образов, созданных в стихотворении. Особое значение приобретают воспоминания о первых встречах двух поэтов: 17-летний юноша, едва познакомившись с «дикой девочкой» Аней, воспылал к ней горячей любовью. В центре ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Маяковский«Товарищу Нетте, пароходу и человеку» . В данном стихотворении огромную смысловую нагрузку несет поэтический прием олицетворение, когда воспоминания о человеке Теодоре Нетто адресуются пароходу, названному в его честь. Стихотворение начинается с необычной метафоры и сравнения: «порт, горящий, как расплавленное лето». Используемые в начале стихотворения аллитерации создают атмосферу нечто фантастического, призрачного: Я недаром вздрогнул Не загробный ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Стихотворения чудный театр» Ахмадулина Б. А«Стихотворения чудный театр» В поэзии Б. Ахмадулиной важное место занимает тема творчества. Произведение «Стихотворения чудный театр» написано дактилем. Это сообщает ему плавность и мелодичность. Поэт в нем представлен как сторонний наблюдатель. Вдохновение, творческий замысел, талант существуют где-то вне его. Стихотворение создает «чудных божеств несравненный талант», неведомый дирижер, который берет грозную палочку «где-то меж звездами». Божественное ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Альпы»В натурфилософской лирике Тютчева образ гор играет важнейшую роль. Ему отведено главное место в ряде стихотворений, в их числе — «Утихла биза… Легче дышит…», «Утро в горах», «Хоть я и свил гнездо в долине…». Изображая горные пейзажи, Федор Иванович раскрывал идею двоемирия природы. Горы в его поэзии одновременно укоренены в земле и устремлены в небеса. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке…» Цветаева«Имя твое — птица в руке…» . Лирическое произведение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвященный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение состоит из трех строф, идея каждой строфы последовательно сменяет друг друга. В первой строфе дано описание фонетического и графического состава слова «Блок». В то время ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник «Кипарисовый ларец». Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном из кипарисового дерева. Во-вторых, в Древней Греции, с культурой которой Иннокентий Федорович был очень хорошо знаком, кипарис считался олицетворением печали. В-третьих, у христиан это дерево ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. «Стенька Разин»Среди лирики М. И. Цветаевой выделяется цикл «Стенька Разин» , стилизованный старорусский сказочно-былинный стиль. В отличие от многочисленных исповедей-монологов лирической героини это произведение имеет лиро-эпический сюжет. В его основе лежат фольклорные исторические песни о Степане Разине. Для М. И. Цветаевой важны не социальные корни личности героя, не его историческая роль — в центре внимания поэта ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блок«Вхожу я в темные храмы…» Это стихотворение Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Главный мотив стихотворения — ожидание встречи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Все произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь все неуловимо, все только намек. Какие — то отблески, мерцания, надежды на непостижимое ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» речь идет о распятии Христа. В произведении ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «О нет, я не тебя любила…»Произведение, посвященное памяти Григория Фейгина, появилось в середине лета 1917 г. Адресат, принадлежавший к театральным кругам, был знаком автору по петербургской жизни. Стихотворный текст стал поэтическим откликом на трагическую смерть, которая нашла актера спустя считанные недели после отправки на фронт добровольцем в составе ударной части. В художественном тексте сильно диалогическое начало: лирическая героиня ведет воображаемый ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Унижение»Произведение, датированное концом 1911 г., входит в поэтическую книгу «Страшный мир». Трагическая тональность «Унижения» сближает его с другими стихотворениями сборника, образующими картину остро дисгармоничной, мрачной и безнадежной действительности. Общее настроение произведения задает первый катрен, посвященный лаконичному описанию зимней пейзажной зарисовки. В ней выделяются две колористические детали: черные ветки «дерев обнаженных» и желтый свет закатного солнца. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «А! это снова ты. Не отроком влюбленным…»Стихотворение «А! Это снова ты. Не отроком влюбленным…» датируется 1916 годом. В нем нашли отражение сложные взаимоотношения Ахматовой с Гумилевым. Едва ли не ключевую роль в разладе супругов сыграл роман Анны Андреевны с художником Борисом Васильевичем Анрепом. Познакомились они в 1914-м. Окончательно расстались спустя три года, так как после революции Анреп предпочел покинуть родину и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Грядой клубится белою…»Период с 1851 по 1859 год — время, когда Алексей Константинович Толстой полностью посвятил себя поэзии. За восемь лет он создал около девяноста стихотворений. Затем наступило длительное затишье. К лирическому творчеству литератор вернулся лишь в первой половине семидесятых годов. Основной мотив толстовской поэзии середины девятнадцатого столетия — несчастная любовь. Объектом воздыханий графа была Софья Миллер. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»Сочинение по литературе 9 класс. Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: «О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я ... Читать далее...
Анализ стихотворения Анненский Еще лилии