Анализ стихотворения Ахматовой «Как площади эти обширны…»

Уже состоя в официальном браке с Гумилевым, Ахматова познакомилась с художником Борисом Васильевичем Анрепом. Их роман был страстным, но длился недолго. К тому же, встречаться удавалось довольно редко — постоянно мешали внешние обстоятельства.

Окончательно прекратились отношения в 1917 году. Анрепу не понравились произошедшие в Российской империи политические перемены. В итоге им было принято решение эмигрировать в Великобританию, где он и прожил оставшуюся часть жизни.

Последняя его встреча с Ахматовой случилась в 1965 году, когда

поэтессу выпустили за границу для получения диплома почетного доктора Оксфордского университета. Порядка четырех десятков лирических произведений адресовала Анна Андреевна Борису Васильевичу. Он также посвятил ей немало стихотворений. Кроме того, известна романтическая история, связанная с обменом символическими подарками.

Ахматова преподнесла возлюбленному черное кольцо, пропавшее во время бомбежки Второй мировой войны. Презент художника поэтессе — деревянный крест, сохранившийся до наших дней.

В числе адресованных Анрепу стихотворений литературоведы называют «Как площади эти обширны…».

Произведение написано в марте 1917 года и относится к интимной лирике. Возлюбленного героиня называет солнцем своих песнопений, жизни своей благодатью. Даже час, проведенный с ним наедине, — огромное счастье для нее. Волнение во время встречи настолько сильно, эмоции так захватывают, что у женщины «безвольно слабеют колени» и «кажется, нечем дышать».

У текста есть интересная особенность — в нем ничего не говорится о мужчине, к которому испытывает чувства лирическая героиня. На первый план выходит любовь как таковая, а не ее объект.

Немаловажную роль в стихотворении играет тема Петербурга. Северная столица в анализируемом тексте предстает в качестве фантастического города, где так тонка грань между вымыслом и реальностью. Произведение начинается с краткого описания места действия. Ахматова заостряет внимание на обширных площадях, гулких и крутых мостах, тяжелом, беззвездном и мирном покрове темноты. В этой обстановке и развивается роман героев стихотворения.

В финальной строфе появляется намек на то, что все описанное в тексте, — это лишь сон, наваждение. Впрочем, лирическая героиня рада и такой встрече с возлюбленным: …Теперь мне не страшно очнуться В моем деревенском саду.




Анализ стихотворения Ахматовой «Как площади эти обширны…»