Анализ стихотворения Ахматовой «Кого когда-то называли люди…»

В 1965 году был издан последний прижизненный сборник Ахматовой, получивший название «Бег времени» и выступивший в роли своеобразного подведения итогов долгого творческого пути поэтессы. Спустя несколько месяцев после его выхода в свет Анна Андреевна умерла в санатории, расположенном в подмосковном Домодедово. «Бег времени» довольно долго шел к читателю. Несколько раз его редактировала сама Ахматова. На содержание первого издания значительное влияние оказали замечания советских цензоров.

В итоге авторский вариант книги увидел

свет по прошествии почти полувека со дня смерти Анны Андреевны. Сборник, составленный в соответствии с множеством архивных документов, выпустил в 2013 году «Лениздат».

В книгу «Бег времени» вошло стихотворение «Кого когда-то называли люди…», написанное в 1945 году. В свое время советская цензура оставила от него только последние четыре строчки, что вполне объяснимо. В первой части текста речь идет об истории Христа. Давным-давно, много веков назад люди называли его «Царем в насмешку» и «Богом в самом деле».

Орудие, при помощи которого Иисуса пытали и убивали, — крест — теперь согрето

теплом груди лирической героини произведения. Смерть настигла и тех, кто наблюдал за трагической кончиной сына Господа, — сплетниц-старух, солдат, римского прокуратора Понтия Пилата, принявшего роковое решение. С годами превратились они в вино, пыль жаркую и запах роз. Не знающее жалости время всех перемололо, всех уничтожило — и грешников, и праведников. Каким бы ни был человек, конец один — смерть.

Всеразрушающий бег времени — одна из ключевых тем поздней лирики Ахматовой. Поэтесса многое пережила — Великую Октябрьскую революцию, две мировые войны, гонения со стороны советской власти, смерти мужей и скитание единственного сына по лагерям. Ее лирическая героиня обрела мудрость, стала чаще задумываться над смыслом человеческой жизни.

Последняя строфа стихотворения — ударная. Не только люди смертны, свой срок жизни есть и у вещей: «истлевает сталь», «крошится мрамор», «ржавеет золото». Впрочем, существуют и вечные явления. Самой прочной на земле Ахматова называет печаль.

Самым долговечным — слово, которое она наделяет ярким эпитетом «царственное». Подобные мысли встречаются в стихотворении Бунина «Слово», созданном в 1915 году. Велика вероятность, что Анна Андреевна была знакома с этим произведением.

По мнению Ивана Алексеевича, речь — бессмертный дар, и нет у людей иного достояния. «Молчат гробницы, мумии и кости», лишь слову дана жизнь, «на мировом погосте» звучат только Письмена.

Рано или поздно любой вещи приходит конец, у настоящего искусства срока годности не бывает. Царственное слово способно не просто вступить в битву со временем, но и выйти из нее победителем. Для этого оно должно быть правдивым, выстраданным, искренним.

В период с 1923 по 1934 год лирика Ахматовой — ни новая, ни старая — практически не издавалась. В 1946 году вышло знаменитое постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Согласно тексту документа, Анна Андреевна — представительница безыдейной поэзии, чуждой советскому народу, ее творчество пропитано «духом пессимизма и упадничества». Долгие годы в СССР Ахматова жила в состоянии так называемой «внутренней эмиграции», не нужная собственной стране.

Тем не менее, она продолжала писать. Лирика ее была обращена в вечность. Поэтесса осознавала свою высокую писательскую миссию, что давало ей силы творить, несмотря ни на что, невзирая на отсутствие широкого признания.

Поэтому ее «царственное слово» заслужило место в веках, в мировой культуре.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения Ахматовой «Кого когда-то называли люди…»