Анализ стихотворения Ахматовой «Муж хлестал меня узорчатым…»

Весной 1910 года в Париже состоялось знакомство Ахматовой и итальянского художника, скульптора Амедео Модильяни. Спустя двенадцать месяцев между молодыми людьми вспыхнул роман. Они виделись каждый день — гуляли по улочкам французской столицы, читали друг другу стихи.

Художник создал шестнадцать рисунков, изображающих Анну Андреевну. По словам поэтессы, писались портреты по памяти, а не с натуры. Эти работы Модильяни преподнес Ахматовой, просил, чтобы она их окантовала и повесила в своей комнате. К сожалению, до наших дней дошел только

один из тех рисунков.

Остальные сгорели во время пожара в царскосельском доме, случившемся в первые революционные годы. Вероятно, именно непродолжительные, но дорогие сердцу Анны Андреевны отношения с итальянским художником нашли отражение в стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым…», написанном осенью 1911 года. По свидетельству современников, Гумилева, с которым поэтесса сочеталась законным браком в апреле 1910 года, начальные строки рассматриваемого текста возмутили. Гнев его был праведным — на свою супругу руку он ни разу не поднимал.

Несмотря на это Ахматова менять в произведении ничего не стала.

Лирическая

героиня стихотворения — неверная жена, наказанная мужем за измену, что не мешает ей по-прежнему ждать у окна визита любовника. Наступает утро, но мужчина так и не приходит. Третья строфа — обвинение. Героиня ради возлюбленного приняла «хмурую долю-муку», а он, видимо, проводит время с другой женщиной. Остается только гадать — кто та новая счастливица?

Кстати, Модильяни был известен как человек весьма любвеобильный — представительницы прекрасного пола в его жизни менялись часто, хотя по-настоящему серьезных увлечений случилось лишь два, оба уже после короткого романа с Ахматовой. Четвертая строфа — яркое описание состояния некогда любимой, а теперь покинутой женщины. У нее нет сил скрывать «стоны звонкие», нет сил победить «темный, душный хмель» в сердце.

Финал стихотворения — красноречивая деталь. Поэтесса упоминает тонкие лучи, ложащиеся на несмятую постель, которая становится и символом одиночества, и свидетельством бессонницы.

В августе 1911 года Ахматова навсегда рассталась с Модильяни. Через девять лет художник скончался от туберкулезного менингита. Что касается брака Анны Андреевны с Гумилевым, то он официально был расторгнут летом 1918 года.




Анализ стихотворения Ахматовой «Муж хлестал меня узорчатым…»