Анализ стихотворения Ахматовой «Первое возвращение»

Покинув Царское Село в отроческом возрасте, молодая Ахматова вернулась в родные места замужней женщиной. После бурлящего потока парижской жизни город показался ей «совсем мертвым», не соответствующим радостным детским воспоминаниям. Противоречивые эмоции автора, связанные с возвращением после пятилетней разлуки, отразились в произведении 1910 г.

Смятение и тревога владеют душой лирической героини. Причина тому — «истомная скука» картин урбанистического пейзажа, родных и вместе с тем незнакомых. Танатологические мотивы главенствуют

в городских зарисовках.

Мрачный, гнетущий эффект достигается за счет использования разнообразных изобразительных средств: метафорической конструкции «саван тягостный», акустической доминанты протяжного звона колоколов, неподвижного образа дворца, будто охваченного властью «смертельного сна». Перечисленные приемы объединены семантикой погребального обряда, оцепенения, безнадежного уныния.

Суммируя личные впечатления, лирическое «я» приходит к безотрадному выводу, выраженному безличной конструкцией «мертво и немо». Сравнение с концом мира подтверждает неутешительную оценку,

дополняя ее зловещими предчувствиями, ожиданием трагических перемен.

Еще один сравнительный оборот акцентирует внимание на окончательно исчерпанной тематике прошлого. Ужасающая трансформация, случившаяся за пять лет отсутствия лирического «я», сделала невозможным возврат в прежнее художественное пространство. Движимая тоской и неясной тревогой, героиня прощается с любимым городом детства — не со скучным и тусклым, а праздничным, гармоничным и счастливым.

Уверенно расставив оценки неприглядному настоящему, лирическое «я» выражает готовность приступить к иному жизненному этапу и пройти новые испытания.

Стихотворение «обзавелось» заглавием в последние годы жизни автора, когда в рамках ахматовской поэтики сложился богатый лирический сюжет о Царском Селе как центре духовного мира, точке притяжения жизненных дорог. Название, данное с позиции субъекта речи в будущем, вносит неожиданные оптимистические нотки в печальные интонации художественного текста: «Первое возвращение» — это лишь начало творческого пути. Его далекие перспективы дарят надежду на смещение негативных трактовок, положительные перемены, которые открывают новые ипостаси образа родного города.




Анализ стихотворения Ахматовой «Первое возвращение»