Анализ стихотворения Ахматовой «Подвал памяти»

Художественный текст, созданный в 1940 г., продолжает развитие многогранной темы памяти, ключевой для ахматовской поэтики. Стихотворению предпослан эпиграф из произведения Хлебникова «Жуть лесная». Поэтесса трансформирует детали, представленные в автобиографической поэме русского авангардиста и экспериментатора: яркий овеществленный образ «духовного подвала» и мотив спуска в него как путешествия во времени.

Зачин открывается возражением лирической героини, будто продолжающей диалог с неведомым собеседником. Она отвергает

обвинения в склонности к депрессии и мучительным воспоминаниям. Следующее замечание похоже на жалобу: память, редкая гостья лирического «я», проявляет коварство и «всегда морочит» свою хозяйку.

Центральный эпизод текста представляет процесс вспоминания, который уподобляется походу в подвал. Трудности начинаются с узкой лестницы: субъекту речи чудятся звуки «глухого обвала», преградившего обратную дорогу. Фонарь, прихваченный с собой, оказывается ненадежным, чадит.

Мотив препятствий в пути осложняется тревожными предчувствиями: героиня уверена, что встретит врагов и начинает просить о «милости».

Предмет просьбы остается неизвестным, поскольку поток мыслей неожиданно прерывается. Лирическое «я» оказывается в таинственном месте.

Новое художественное пространство не оправдывает мрачных ожиданий: в помещении «темно и тихо», но не страшно. Путешественница не спешит наверх. Она осознает, что безнадежно опоздала на «праздник» прошлого, и даже указывает точное время увеселения — 30 лет назад.

Эта характеристика отсылает читателя к периоду богемной жизни начала XX в., причудливые персонажи которой не существуют в настоящем.

В эмоциональном восклицании, выражающем реакцию на опоздание, звучит не только досада, но ирония. Героиня не считает свой несвоевременный приход большой потерей. Словно нащупав прореху во времени «сквозь чад и тлен», она рассматривает настенную живопись и чувствует тепло камина. Но поражает экскурсантку другое — пара зеленых изумрудов.

Сверкающие драгоценности на деле оказываются кошачьими глазами. Притягательный морок, наведенный насмешливой памятью, пропадает, и героиня вновь оказывается в настоящем.

Заключительная фраза, строфически выделенная из текста, выявляет негативные итоги неосторожного путешествия. Лишенная приюта, полубезумная, дезориентированная во времени — растерянная героиня не выдерживает опасной и запутанной игры.




Анализ стихотворения Ахматовой «Подвал памяти»