В конце декабря 1911 года в Санкт-Петербурге открылся арт-подвал «Бродячая собака». Достаточно быстро он стал центром культурной жизни столицы Российской империи. В нем собирались представители различных творческих профессий и направлений в искусстве. Открыл заведение антрепренер Борис Константинович Пронин. Для росписи стен кафе он пригласил известного художника Сергея Юрьевича Судейкина. В подвале устраивались лекции, спектакли, музыкальные и поэтические вечера.
До начала Первой мировой войны главенство в «Бродячей собаке» принадлежало акмеистам, исполнявшим роль имперской богемы. Зачастую они приезжали в заведение после двенадцати ночи, а покидали его лишь под утро. Закрылся арт-подвал в марте 1915 года. Официальная причина — нелегальная продажа алкогольных напитков. Скорей всего, в действительности «Бродячая собака» прекратила существование из-за финансовых проблем.
Несмотря на то, что кафе проработало всего около четырех лет, оно успело стать одним из символов Серебряного века. Нередко арт-подвал фигурирует в литературных произведениях. Несколько стихотворений, посвященных ему, есть в творчестве Ахматовой.
Среди них — «Все мы бражники здесь, блудницы…», созданное в 1913 году и входящее в сборник «Четки».
В произведении описывается рядовой вечер в «Бродячей собаке». Название заведения не упоминается, но его легко опознать буквально по паре характеристик — «на стенах цветы и птицы томятся по облакам», «навсегда забиты окошки». Лирическая героиня прекрасно осознает и свою греховность, и греховность остальных завсегдатаев кафе. В финале текста появляется мотив гибельной пляски.
При этом танцующая девушка представляет собой двойник героини, надевшей узкую юбку, чтобы казаться стройней, понравиться мужчине с черной курительной трубкой. Фактически Ахматова рисует пир во время чумы. Несколько лет назад страна пережила Русско-японскую войну. За ней последовала первая в империи революция, которая не привела к полному разрешению социального напряжения.
Пока страна находилась в кризисе, посетители «Бродячей собаки» пили и веселились. Впрочем, Анну Андреевну не устраивает не пир во время чумы как таковой, а то, что он со временем стал банальностью и пошлостью. И от обычности греха лирической героини становится так тошно, как будто ей смертного часа приходится ждать.
Дайджест:
- Анализ стихотворения Ахматовой «Здесь все то же, то же, что и прежде…»Произведение появилось весной 1912 г., которую молодые супруги Гумилевы провели в Италии. Интересно, что идейно-образное содержание анализируемого текста не связано с заграничными впечатлениями, а восходит к русскому фольклорному началу, тяготение к которому характерно для поэтического мировоззрения Ахматовой. Драматичный и лаконичный сюжет, нарочитая недосказанность, касающаяся предыстории лирической ситуации, — особенности, позволяющие выявить в тексте признаки балладного ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Цветов и неживых вещей…»Стихотворение «Цветов и неживых вещей…», датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево — имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится о сельском доме, описываются приметы его повседневного быта. В рассматриваемом тексте Анна Андреевна раскрывает перед читателями красоту обыкновенных вещей и прелесть простой деревенской жизни. Взгляд ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Высокие своды костела…»Короткая романтическая новелла, облеченная в стихотворную форму, имеет сюжет из разряда вечных: она повествует о трагическом конце безответной любви. В ракурсе — дисгармоничные отношения двух главных героев. С одной стороны, «мальчик веселый», который ворвался в жизнь лирической героини возвышенным и восхищенным поклонником. Его любовь, непонятая и непринятая, столкнувшаяся с холодом и равнодушием, привела к отчаянию ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречиДо появления в русской литературе А. А. Ахматовой женщины-поэты писали в основном о сиюминутных любовных чувст-вах, о бытовых взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Ахматова раскрыла в поэзии свой внутренний духовный мир, поведала читателю о настоящей женственности, описала глубину, неповторимость женских чувств, неповторимость женской судьбы. Лирическая героиня имеет множество обликов: то «мраморный двойник, поверженный под старым ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Подвал памяти»Художественный текст, созданный в 1940 г., продолжает развитие многогранной темы памяти, ключевой для ахматовской поэтики. Стихотворению предпослан эпиграф из произведения Хлебникова «Жуть лесная». Поэтесса трансформирует детали, представленные в автобиографической поэме русского авангардиста и экспериментатора: яркий овеществленный образ «духовного подвала» и мотив спуска в него как путешествия во времени. Зачин открывается возражением лирической героини, будто продолжающей ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Вечером» Ахматовой А. АСтихотворение «Вечером» своим названием связывает книгу «Вечер» с «Четками», где оно было напечатано в 1914 г. . Теперь «расстановка сил» другая, более определенная, но оттого не более благополучная. Там героиню любили, а она не была постоянна и уверена в своем чувстве, здесь она любит, но чувство уже надломленное, потому что не встречает ответного чувства, во ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Вечерние часы перед столом…» Ахматовой А. А«Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Как здесь хорошо и приятно…»В начале 1850-х годов Алексей Константинович Толстой познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Женщина не могла похвастаться симпатичным лицом, зато она была хорошо образована, обаятельна и общительна. Сердце писателя ей удалось покорить без особого труда. Спустя короткое время после первой встречи Толстой посвятил возлюбленной стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», ставшее впоследствии широко известным и положенное на ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Есенина «Я снова здесь, в семье родной…»В 1912 году Есенин покинул родное село Константиново Рязанской губернии и поселился в Москве, чтобы добиться успеха на литературном поприще. Оторванный от корней, от горячо любимой природы, от привычного быта поэт на протяжении всего своего творчества не переставал рассказывать о деревенской жизни. Мотив малой родины органично вписался у него в тему Руси, ставшую основной в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я так молилась: Утоли…»В 1917 году в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить книгу в Москву, поэтому весь первый тираж разошелся в Петрограде. Кроме того, происходило массовое закрытие газет и журналов. Естественно, сборнику не удалось собрать сколь-нибудь значимой ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…»Согласно воспоминаниям художника Бориса Васильевича Анрепа, с Ахматовой он познакомился в 1914 году. Произошло это после его возвращения из Парижа и перед отбытием на фронт. При встрече популярная поэтесса очаровала художника, причем в первую очередь ему понравились ее «прекрасные, мучительно-трогательные» стихотворения. В 1915 году Анреп и Ахматова не раз виделись в те периоды, когда он ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…»Летом 1871 г. поэт посетил археологические раскопки на месте городища Вщиж на Орловщине. Поездка была недалекой: место, некогда бывшее центром удельного княжества, располагается в десятке километров от Овстуга, тютчевского родового поместья. От города-крепости остались лишь курганы, напоминающие о трагической судьбе Вщижа и его жителей, погибнувших под натиском татар. Упоминание о курганах содержит поэтический текст, появившийся ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Здесь грязь, и бред, и вши в траншеяхМ. Дудин — стихотворение «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…». «Окопная правда» о войне звучит в стихотворении М. Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…». Война здесь увидена глазами простого бойца, человека, сидящего в окопе, готовящегося принять бой. Перед лирическим героем предстает правдивая, неприглядная картина: «грязь, и бред, и вши в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Голос памяти»На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения. Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, — не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Вечерние часы перед столом…»В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний лирической героини. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Как здесь свежо под липою густою…»Фету удавалось создавать необыкновенные пейзажные стихотворения, наполненные яркими красками, запахами, звуками. Его картины природы настолько точны, настолько богаты на детали, что кажутся осязаемыми. В небольшой зарисовке «Как здесь свежо под липою густою…» изображен жаркий летний день. В анализируемом тексте перед читателем предстает постепенное расширение пространства. Сначала взгляд поэта сосредоточен на лирическом герое, нашедшем спасение от ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Песенка» Ахматовой А. АЛирическая героиня этого стихотворения предстает на первый взгляд простой крестьянкой. Поэтому первые две строфы вызывают в памяти фольклорно-песенные традиции. Фольклорное начало подчеркнуто характерным приемом народной поэзии — смысловым параллелизмом — контрастом в первой строфе: «про любовь пою» — «лебеду полю». Восходит к народной поэтике и сама заданная ситуация — пение во время работы. Первая строфа ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Высоцкого В. С. «Здесь лапы у елей дрожат на весу…»Стихотворение B. C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое художественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот сказочный мир является любовь. Образный ряд произведения строится ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Небывалая осень построила купол высокий…»Стихотворение «Небывалая осень построила купол высокий…» написано в 1922 году. Изначально Ахматова хотела включить его в сборник «Тростник». В печати он не появился, так как в 1920-х годах произведения поэтессы — и старые, и новые — практически перестали публиковать. Композиция анализируемого текста напоминает незавершенное стихотворение Пушкина «Осень», датированное 1833 годом. У Александра Сергеевича девять строф ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» Высочкого В. С«Здесь лапы у елей дрожат на весу…» Стихотворение B. C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое художественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот сказочный ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»Не секрет, что свою зрелость Сергей Есенин воспринимал очень болезненно, считая, что лишается в своей жизни чего-то очень важного и дорогого. Отчасти это объясняется тем, что юность поэта была неразрывно связана с селом Константиново, воспоминания о котором согревали сердце Есенина даже в самые сложные периоды жизни. Сложилось так, что автор покинул свою малую родину 17-летним ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» было написано А. А. Ахматовой в 1912 году. Это размышления поэта о жизни и любви. Мы можем отнести произведение к любовной и философской лирике. В первой строфе лирическая героиня словно обозначает свою позицию: Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Дверь полуоткрыта…»В 1912 году издательство «Цех поэтов» выпустило дебютный сборник Ахматовой «Вечер» тиражом в три сотни экземпляров, который тепло был принят профессиональными критиками и читающей публикой. В него включено стихотворение «Дверь полуоткрыта…». Как отмечают многие исследователи творчества Анны Андреевны, ее лирике свойственна сюжетная неполнота. Рассказываемая история часто словно вырвана из контекста, носит фрагментарный характер. Особенность эта ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Песня мира»Произведение вошло в поэтический цикл «Слава миру», опубликованный в 1950 г. Выходу наиболее противоречивой части ахматовских творений предшествовали трагические события в жизни автора: спровоцированная советскими чиновниками травля в писательских кругах, арест сына и бывшего гражданского мужа. Отчаяние и страх за близких подвигли поэтессу совершить жест лояльности к сталинскому режиму — создать произведения в духе, традиционном ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Не будем пить из одного стакана…»В 1913 году Ахматова написала стихотворение «Не будем пить из одного стакана…», вошедшее в сборник «Четки». По свидетельству Лидии Корнеевны Чуковской, посвящено оно Михаилу Леонидовичу Лозинскому — крупнейшему советскому переводчику. Ему принадлежат переводы на русский язык величайших мировых авторов — Шекспира и Киплинга, Сервантеса и Лопе Де Веги, Данте и д’Аннунцио, Мольера и Вольтера, Гюго ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «И вот одна осталась я…»В апреле 1921 года издательство «Петрополис» выпустило тиражом в тысячу экземпляров четвертый сборник Ахматовой «Подорожник». В него вошло стихотворение «И вот одна осталась я…», датированное 1917 годом. В произведении главенствуют интонации жалобных песен, что роднит его с фольклорными текстами, создававшимися в жанре плача. Лирическая героиня, покинутая друзьями, осталась одна на всем белом свете. Она навсегда ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» Ахматовой А. АСжала руки под темной вуалью…» — характернейшее стихотворение из книги «Вечер», в котором разнообразно представлены коллизии непростых отношений между мужчиной и женщиной. В данном случае женщина, охваченная внезапным состраданием и острой жалостью, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Разговор ведется с невидимым собеседником, очевидно с собственной совестью, так как собеседник этот знает ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…»В 1912 году Ахматова написала небольшое стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». Впоследствии оно дало название популярной российской мелодраме, поставленной по пьесе Надежды Птушкиной. Премьера ленты состоялась в 2001 году. Один из режиссеров картины — известный актер Олег Янковский. Ему же выпала честь сыграть главную мужскую роль. Образы центральных женских персонажей на экране воплотили Екатерина Васильева ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Я пришла к поэту в гости…»Стихотворение А. А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Музыка»Анна Ахматова и Дмитрий Шостакович познакомились еще до войны. Они довольно часто встречались на различных культурных мероприятиях, хотя и не ладили между собой. По одной из версий, Шостакович не разделял взглядов поэтессы на диссидентство, считая, то не стоит помогать русским литераторам за рубежом, так как они открыто выступают против советской власти. Ахматова, в свою очередь, ... Читать далее...
Анализ стихотворения Ахматовой «Все мы бражники здесь, блудницы…»